+79139857900

Как венгерский автобус заставил уважать пассажира

4 мая 2022 в 11:27

Совсем недавно в Венгрии воссоздан уникальный автобус «Икарус» 1968 года выпуска. В чем уникальность? Да в том, что это единственный 2-этажный автобус, выпущенный в социалистической Венгрии. Еще пять лет назад на ресурсе drive2 появиллся материал об этом транспортном средстве, где с сожалением констатировалось о его утрате. Но прошло некоторое время и умельцы дали ему вторую жизнь. 

 Сегодня на улицах Москвы, Питера или Казани никого не удивляют двухэтажные экскурсионные автобусы. Но для социалистических стран таких транспортных средств не существовало в принципе. Но объективная реальность заставила сконструировать такой тип. Из Советского Союза в Венгрию возрастал поток туристов. На эту тему был даже снят фильм "Отпуск за свой счет". Но в тоже самое время аналогичный поток туристов направлялся в Венгрию из Австрии и других стран Западной Европы, поскольку страна расмположена на перекрестке европейских путей – в центре континента, а Будапешт всегда был туристической «жемчужиной». Вот тогда и возникла идея построить 2-этажный туристический «Икарус».

 Но был и сдерживающий момент. Уже тогда в Будапеште работал троллейбусный транспорт с низковисящей контактной сетью, поэтому конструкторы выбрали высоту автобуса не выше 4,24 м.

 икарус_556_68_1

 

Применили хитрую схему. На первом этаже в салоне оставлен центральный проход высотой 190 см, то есть нормальный турист мог без проблем по нему следовать до своего места. А вот над сиденьями высота потолка составляла всего 153 см. Но для сидящих это не критично, и не создавало каких-то неудобств.

икарус_556_222

Но самое интересное – это второй этаж. Здесь размещение сидений было сделано по пилообразной схеме. А подход к ним обеспечивался по борту с двух сторон. Доступ на второй этаж вел по лестнице в хвосте салона. Вот такой интересный туристический автобус был создан венгерскими конструкторами. Но проработал в Будапеште он не долго, и был сослан в провинцию, в город Печ.

икарус-556_2

 

Сегодня вряд ли кто вспомнит, на основе какой массовой модели был создан венгерский «даблдекер». В его чертах сразу узнается городской автобус большого класса «Икарус-556». Это не самая массовая модель, которая поставлялась в СССР, гораздо больше было поставлено сочлененных «Икарус-180», которые знали в Советском Союзе как «гармошки».

икарус_556_завод  

 Всего в Венгрии было выпущено более 5600 таких «пятьсот пятьдесят шестых». Но тут надо отметить очень важный момент. Именно «Икарус-556» стал предтечей, стал предшественником современных 12-метровых городских автобусов, совершив маленькую революцию, в том числе и в отечественном автобусостроении. Поясним.  

В его салоне впервые появилось три входных двери. Вдобавок, третья дверь вела к задней накопительной площадке с пониженным уровнем пола. И что немаловажно, двери были широкими.

 Икарус_556_сзади

Вспомните, ведь в 60-ые годы городские автобусы советского производства будь то ЗИЛ (ЛИАЗ)-158, либо ЛАЗ-695 имели узкие четырехстворчатые двери, которые сильно тормозили посадку-высадку пассажиров. То есть «Икарус-556» ввел в городской транспорт новый стандарт широких дверей. А в те далекие 60-ые годы советский режиссер Леонид Гайдай подметил эту проблему на городских автобусах и сделал узкие двери участником своей кинокомедии, когда незадачливый студент Шурик, будучи воспитанным человеком, по-джентльменски пропускал уязвимые категории населения: детей, мамочек и т.д., но сам, неприменно, оставался под проливным дождем, не успев заскочить через узкие двери автобуса.

 икарус_556_ленинград

Правда, если рассмотреть внимательно, то формула дверей на «Икарус-556» была  по формуле 2-3-4 (двух-трех-четырехстворчатые). Но все же это был гигантский шаг вперед. Через несколько лет появится 200-серия автобусов Икарус и там уже будет применен подход, который до сих пор имеем на современных городских 12-метровых автобусах.

 Еще несколько слов о городской модели «Икарус-556». Эта модель выпускалась в Венгрии в период 1962-1973 гг. Их особенностью было то, что двигатель был расположен под полом салона, такой же вариант был и на более поздней 200-серии городских автобусов (модель соло Икарус- 260 и сочлененная модель Икарус-280).

Дизельный 6-цилиндровый двигатель был лицензионный, но выпускавшийся на венгерском Дьерском машиностроительном заводе – Raba-MAN D2156NM, развивавший мощность 180 л.с.

Габариты автобуса: длина — 10 855 мм, ширина — 2 500 мм, высота 2 950 мм. Вместимость 105 пассажиров, мест для сидения – 21.

«Икарус-556» стал первым в СССР автобусом большой вместительности с тремя ширмовыми дверями, накопительными площадками и дизельным двигателем, расположенным под полом.

В то время в СССР был спроектирован и развернут массовый выпуск  городского автобуса ЛИАЗ-677. Он унаследовал много от своего предшественника ЗИЛ (ЛИАЗ)-158. Но в нем уже по примеру венгерской модели появились и накопительная площадка, и 4-створчатые ширмовые двери и широкий проход в салоне.

Это только в начале 80-ых, когда в СССР появятся современные по тому времени дизельные двигатели КАМАЗ-740 будет спроектирован 3-дверный автобус ЛИАЗ-5256 чем-то напоминающий 556-ую модель. Но в те далекие 60-ые годы, это был идеальный городское автобус предвестник будущего.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >