О глобальном автомобильном рынке мы теперь знаем все. Не зря же Российская Федерация более 20 лет вписывалась в глобальную автоиндустрию, искала свое место в международном разделении труда, и в целом, уже давно стало понятно, какое место она заняла. В свою очередь, для простого же автолюбителя открывался широкий выбор автомобилей 60 брендов в автосалонах официальных дилеров, сложилась система их ремонта и обслуживания. Но теперь эта страница новейшей истории российского автомобильного рынка уже перевернута. А значит, всех интересует вопрос, а каким будет новый автомобильный рынок РФ? Ответов на этот вопрос пока не слишком много.
Сегодня, очевидно, российскому автолюбителю придется себя перенастраивать на «китайский лад». Если до весны 2022 года китайские марки очень медленно завоевывали место под солнцем на российском рынке, происходил медленный эволюционный процесс проникновения, закрепление на первых плацдармах отдельных сегментов, то после ухода западных марок «плотину прорвало». Российский рынок находится в новой реальности, и тут психологически отечественному потребителю приходится быстро адаптироваться к смене всего и вся. Об этой перестройке рассказал руководитель главной дилерской ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин в интервью изданию «АвтоБизнесРевю».
Картина автомобильного мира, как известно, меняется у нас на глазах. Если в конце 50-ых годов прошлого века восемь из десяти автомобилей, выпускаемых в мире, были американскими, то сегодня на глобальном рынке на них приходится только 7-8%. Китайцы же еще в 80-ых годах прошлого века выпускали автомобилей в два раза меньше, чем СССР. Сегодня спустя тридцать лет в Китае выпускается 27 млн автомобилей, то есть в два раза больше, чем в США. Китайский автопром далеко ушел вперед.
Сегодня китайские автопроизводители приглашают к себе лучших в мире инженеров и дизайнеров, поэтому дизайн, как интерьера, так и экстерьера, современных китайских автомобилей уже превосходит европейские, американские, японские и корейские машины. Китайцы являются абсолютными лидерами в производстве электромобилей – доля их выпуска в Китае, включая LCV, составляет уже порядка 30%.
Вот такой внешний фон, который во многом отличается от тех представлений, которые бытуют у среднего российского автолюбителя.
Руководитель ассоциации РОАД отмечает: «Китай, судя по настроениям как бизнесменов, так и простых людей, на нашей стороне. Полагаю, что тот экономический локдаун, которого хочет Запад, в России не состоится. Китайцы будут сотрудничать с нами».
Функционер РОАД считает, что борьба китайцев за наш рынок была бы долгой, но Европа сама сдала свои позиции. А китайские автопроизводители пришли в Россию всерьез и надолго и, скорее всего, уже не отдадут этот рынок. Например, в России концерн Chery, который 10 лет назад начинал с четырех тысяч автомобилей, в этом году со всеми своими суббрендами – Exeed, Omoda, Jetour и Chery – планирует продать более 100 тысяч машин.
Но самое важное, о чем рассказал спикер, это видение будущего российского авторынка. Вкратце, штрихами, его можно охарактеризовать следующим образом.
Каким может быть количество китайских брендов на российском рынке?
На российском рынке такого большого количества брендов, как было раньше, уже не нужно. Чтобы автопроизводитель, выпуская машины здесь, оставаться финансово успешным, его продажи должны быть на уровне 100 тысяч автомобилей. Раньше в России было представлено 60 брендов, и при таком их количестве созданные локальные сборочные площадки работали далеко не на полную мощность, в связи с чем имели низкую экономическую эффективность. Исключения составляли Kia, Hyundai и, наверное, Volkswagen.
Двадцать китайских брендов будут продавать около двух миллионов машин в год. Но китайцы не займут в России все ценовые сегменты, потому что на выпускаемых ими автомобилях установлены преимущественно двигатели с объемом до двух литров. Причина этого – политика китайских властей, нацеленная на развитие электромобилей. Поэтому китайцы, скорее всего, не будут конкурировать с иностранными компаниям, обладающими компетенциями в производстве высокомощных и одновременно экономичных двигателей с объемом от трех литров. То есть китайские компании не будут выпускать автомобили бизнес-класса премиального сегмента.
Но самый многочисленный сегмент на нашем рынке – масс-маркет, он однозначно будет российско-китайский. Пощеколдин считает, что порядка 600 тысяч автомобилей будет продавать АвтоВАЗ, который все-таки вернет свои позиции. Еще несколько сотен тысяч автомобилей придется на ряд других отечественных марок. Таким образом, в зависимости от экономической ситуации массовому рынку нужно не более трех миллионов новых автомобилей. Да, останется премиальный сегмент – машины стоимостью от 10 миллионов рублей. Его объем – порядка 100 тысяч единиц в год.
Китайцы очень хотят выйти на российский рынок со своими электромобилями, и вполне возможно, что это скоро произойдет. Хотя, конечно, их эксплуатация в наших условиях еще вызывает серьезные вопросы, потому что, например, в китайской Харбине, где зимой морозы достигают 30 градусов, очень мало электрокаров.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz