Крупнейший отечественный производитель грузовой техники КАМАЗ выступает против отмены таможенных пошлин и утилизационного сбора для импортного коммерческого транспорта, работающего на сжиженном природном газе (СПГ).
В феврале на Камском автомобильном заводе были изготовлены первые два автомобиля КАМАЗ-5490 на СПГ а с двумя криогенными баками. В марте произведено ещё четыре единицы такой техники. Технические характеристики этих моделей ни в чём не уступают дизельным аналогам, имеют мощность двигателя 400 л.с. и автономный пробег с полной загрузкой более 1400 км.
Система питания включает криогенную ёмкость, где газ хранится при температуре минус 160 градусов. Также стоит отметить набор наукоемких компонентов для преобразования СПГ в нормальное состояние и обеспечения безопасности и другие особенности автотехники.
СПГ, по сравнению со сжатым (компримированным) газом более продвинутая технология. 1 л СПГ соответствует 5 куб. м газа, что дает больший эффект на единицу объема бака или баллона, пробег с полным баком СПГ больше, чем с газовым баллоном в 2–2,5 раза. При этом газовое топливо дешевле дизеля. Пробег самосвала КамАЗ-65115 при заправке на 1000 руб. природным газом составляет 130 км, а дизтопливом – 45 км. Правда, стоимость газовых грузовиков «Камаза» выше дизельных на 10–20% в зависимости от модели и эта разница компенсируется более низкой ценой газа за год эксплуатации.
Почему это направление интересно для КАМАЗа и его потребителей компаний-грузоперевозчиков? Современные тягачи этой модификации при позволяют за счёт экономии топлива радикально снизить стоимость владения и обеспечить их владельцам существенные преимущества на высококонкурентном рынке магистральных перевозок.
«Наибольший эффект от использования природного газа достигается на магистральных тягачах, так как они расходуют в 3-4 раза больше топлива, чем другие виды автомобильного транспорта. Причём речь не только об экономичности этого вида топлива, что важно для перевозчиков, но и об экологичности. Поэтому на «КАМАЗе» реализуется программа приоритетного освоения тягачей КАМАЗ-5490 на природном газе, – отметил директор по газомоторной технике ПАО «КАМАЗ» Евгений Пронин. – Принимая во внимание, что сеть газовых заправок на основных дорогах находится в стадии формирования и пока недостаточно плотная, в компании, в первую очередь, было организовано серийное производство газодизельных тягачей КАМАЗ-5490 на компримированном природном газе (КПГ), которые пользуются большим спросом и их выпущено уже более пяти тысяч».
Руководитель также отметил, что сейчас основной тренд в автомобильных магистральных перевозках заключается в переходе к использованию сжиженного газа. СПГ в качестве моторного топлива в России пока практически не используется. Одна из главных причин – отсутствие сети криоАЗС (СПГ-заправок). Согласно госпрограмме «Развитие энергетики» до 2030 г. в России должно появиться 200 таких заправок.
Однако как показывает отечественная практика, сеть газовых заправок создается очень медленно. Так, по инициативе «Газпрома» в России много лет действует программа по развитию сети газовых заправок для транспорта, работающего на сжатом или компримированном природном газе (КПГ). В частности, автобусы в нескольких регионах переводятся на газомоторное топливо. Сейчас в России около 500 газозаправочных станций, их количество удвоилось с 2013 г. НО в пересчете на один город сеть куцая. В Москве всего 12 таких заправок. Сеть КПГ-заправок принадлежит «Газпрому», кроме того, для него это дополнительный рынок сбыта газа, но малоемкий.
За развитие сети криоАЗС взялась компания «НОВАТЭК». «В наших планах — обеспечить дорожный коридор от Петербурга до Челябинска полностью СПГ-заправками для перевода, в первую очередь, большегрузного автотранспорта на сжиженный природный газ. Также большую роль СПГ играет в газификации отдаленных районов, где нерентабельно строить длинные газопроводы. Завод может привозить газа столько, сколько нужно конкретно в это время этому потребителю», — отметил председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон на открытии на днях мини-завода СПГ в Магнитогорске Челябинской области.
Пока единственный в России тягач на сжиженном газе производит КАМАЗ. Обнуление пошлин и утильсбора сильнее всего ударило бы именно по нему. Отсюда и нежелание пускать на российский рынок технику зарубежных автопроизводителей. В свою очередь, они предлагают правительству страны до 2025 г. отменить ввозные таможенные пошлины и утилизационный сбор для импортного коммерческого транспорта на сжиженном природном газе (СПГ).
Тут сталкиваются интересы крупнейших игроков из разных отраслей. Предложение исходит от иностранных производителей СПГ-тягачей, его поддерживает «Газпром». Ведь обнуление или ослабление пошлин для техники на СПГ в первую очередь поспособствует наращиванию потребления СПГ внутри страны, нежели развитию соответствующих технологий в отечественном автомобилестроении». Это была бы беспрецедентная мера: больше ни один вид импортируемого автотранспорта не освобожден от пошлин и утильсбора. «Пошлина на импорт тягачей составляет 5% от их стоимости, утильсбор – до 1 млн руб. СПГ-тягач примерно на 3 млн руб. дороже дизельного, поэтому отмена утильсбора компенсировала бы разницу.
«Камаз» выпускает транспорт на сжатом газе больше пяти лет, выпущено свыше 10 000 грузовиков и автобусов более чем 40 моделей. Технологически газомоторные и СПГ-тягачи не сильно отличаются. Ранее КАМАЗа такие грузовики, работающие на СПГ-топливе представил МАЗ.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен