Автомобильный рынок РФ оказался перенасыщен китайскими грузовиками, теперь они будут вступать в ожесточенную борьбу друг с другом. КАМАЗ, в свою очередь, готов начать теснить конкурентов и увеличивать свою долю.
Пока этот тренд не устойчив, он зафиксирован по итогам двух прошедших месяцев - марта и апреля текущего года. Напомним, что оставшись без грузовиков «большой европейской семерки», возникший вакуум сразу начал наполняться продукцией китайского автопрома.
Наш канал рассказывал, что по автомобильным дорогам из восточных регионов страны, граничащими с Китайской Народной Республикой, пошли колонны новых грузовиков. Именно они и заполнили образовавшийся дефицит, в конце концов, сформировав новый образ российского рынка грузовиков. (см. табл. 1).
Аналитики и специалисты рынка с начала года начали формулировать вопрос: в течение какого времени рынок новых грузовиков будет насыщен? Наш канал может дать ответ. К апрелю текущего года рынок насытился и больше не растет, и даже показал первые признаки падения, пока очень мизерные. Сегодня еще сложно сказать, какой тренд возобладает в следующие месяцы. Это только покажет статистика, оставшихся месяцев текущего 2024 года.
Таблица 1
ТОП-10 грузового рынка РФ в марте-апреле 2024 г (шт.)
МАРКА |
АПРЕЛЬ 2024 |
МАРТ 2024 |
КАМАЗ |
2 164 |
1 949 |
Sitrak |
1 395 |
2 193 |
Shaanxi (Shacman) |
1 324 |
1 500 |
FAW |
1 182 |
1 327 |
Dongfeng |
789 |
622 |
GAZ |
701 |
702 |
MAZ |
524 |
504 |
Foton |
471 |
412 |
JAC |
405 |
374 |
Howo |
395 |
435 |
Всего |
11 252 |
11 645 |
Источник АСМ-холдинг
Но вот что примечательно. И это уже видно, сравнивая показатели двух месяцев. Во-первых, начал поднимать голову камский отечественный автогигант (КАМАЗ). Пока за счет своего традиционного модельного ряда – КАМАЗ-43118, КАМАЗ-65115, КАМАЗ-6520. Но приятно отметить, что растут продажи нового семейства Компас, а также главной ударной силы отечественного автогиганта – грузовика нового поколения К5.
Впрочем, пока камазовскому тягачу 54901 с формулой 4х2 еще далековато до показателей тягача Sitrak C7H 4x2, который остался лидером на рынке страны с показателем 896 проданных грузовиков в апреле. Но его продажи начали стремительно падать. А в марте Sitrak C7H 4x2 было продано 1 581 штук, это означает падение в 1,76 раза (!!!). Российский рынок насытился китайскими грузовиками 4х2, если так стремительно забравшийся за прошедший период на лидерскую ступеньку российского рынка грузовик С7Н, стремительно спикировал. Но по-прежнему остался лидером.
Российский тягач КАМАЗ-54901 4х2, наоборот, показал рост и за месяц увеличил продажи в полтора раза - с 224 в марте до 328 грузовиков в апреле. То есть данный рост показывает положительную динамику и те положительные перемены, которые происходят с восстановлением производства на КАМАЗе.
Что же касается других китайских марок, грузовики которых также колоннами двигались в западном направлении от китайской границы, то части из них оказался не чужд тренд насыщения и остановки роста, и перехода в нисходящую динамику. Правда, пока это не слишком резкий спад. Это касается марок Shaanxi (Shacman), FAW, Howo.
А вот другие марки из Поднебесной показали даже небольшой рост – Dongfeng, Foton, JAC. Причина - низкая база. Также небольшой прирост продаж продемонстрировал белорусский МАЗ. Среднетоннажники Группы ГАЗ продемонстрировали стабильное положение на российском рынке.
Расклад по моделям не выявил каких-то тектонических подвижек, кроме одной. Тягач FAW J7 4х2 прорвался в первую десятку, хотя годом ранее никто в РФ не знал о его существовании. Примечательно, что камские грузовики остались за периметром ТОП-10, кроме КАМАЗ-43118. А белорусские грузовики не попали в ТОП-20, которую замыкает семейство Компас.
Тут даже возникает интрига, а смогут ли Компасы (модели 9 и 12) потеснить нижегородские среднетоннажные Газоны Next, которые стабильно держаться на второй ступени в общем зачете?
А в целом в топовой десятке моделей восемь китайских. Вот такой на сегодня расклад на грузовом рынке России. Как видим, произошло полное замещение европейских на китайские модели.
Актуальный вопрос - будут все же вытесняться грузовики из Поднебесной с грузового рынка страны? Это зависит от ряда факторов. Но в том, что китайские грузовики восполнили образовавшуюся рыночную пустоту, и не дали обвалиться этому важному сегменту транспортной системы страны, это уже факт новейшей истории страны.
Таблица 2
ТОП-10 новых грузовиков в РФ в апреле 2024 года (шт.)
МОДЕЛЬ |
АПРЕЛЬ 2024 |
Sitrak C7H 4x2 |
895 |
Газон Некст |
555 |
FAW J6 6x4 |
512 |
Dongfeng DFH Series |
479 |
Shaanxi SX 325 |
448 |
FAW J7 4x2 |
435 |
Sitrak C7H 6x2 |
399 |
КАМАЗ-43118 6х6 |
390 |
Shaanxi SX 331 8x4 |
378 |
Foton Auman |
336 |