+79139857900

Конец автомобильного патриотизма, или почему покупают чужое

22 января 2023 в 13:15

Сегодня в глобализированном мире влияние на автомобилистов такого фактора как «патриотизм» снижается. Но исключить его как фактор выбора пока рановато.  

У российских автомобилистов в последние два десятилетия чувство патриотизма существенно девальвировано, поскольку продукция отечественных автомобильных заводов оказалась несравнима с заполонившим рынок иномарками. Доля отечественных марок на российском автомобильном рынке в течение более чем двух десятилетий стремительно снижалась практически со 100% к планке в двадцать процентов. Во время этого падения некоторые российские бренды почили в бозе.

Десять лет назад, в 2012 году автомобилей российских брендов в РФ было продано 562,1 тыс.штук или 20,4% от всех продаж. Правда, затем, после того как над отечественным брендом Lada кропотливо поработал зарубежный топ-менеджмент, уже в доковидном  2019 году, эта доля выросла до 22,4%. Динамика показателей свидетельствуют об уровне патриотизма, поскольку автомобилист делает сознательный выбор своим кошельком.

В свою очередь «чужаки»-иномарки делятся на два типа: произведенные на заводах зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории страны, и ввезенные из-за рубежа по импорту. В РФ в 2019 доковидном году на локализованные автомобили иномарки пришлось 63,7%, а на импорт – 13,9%.

А как обстоят «дела с патриотизмом» у автомобилистов стран, которые давно живут в глобализированной среде? Не в пример россиянам, чувство патриотизма в автомобильном выборе у них проявляется совершенно по-разному. Например, самыми патриотичными на Старом континенте слывут французы. Наш канал уже рассказывал, что по итогам 2022 года на французском рынке из ТОП-10 самых популярных моделей 8 - французских, и лишь 2 модели от румынской Dacia, которая является частью Renault Group. То есть ментально - это французские автомобили. (https://dzen.ru/a/Y7rVfr7X9ndY92hi)

USA_2022

Американцев считают самыми патриотичными патриотами в мире, но в выборе автомобилей, на них свою мощную длань наложила глобализация. Японские и корейские бренды практически дышат в затылок автомобилям «большой американской тройки». И если в прошлом году все же самой популярной маркой в США стал Ford (1,76 млн авто), то на втором месте оказалась японская Toyota (1,72 млн), с минимальным разрывом. На третьем месте Chevrolet  с результатом в 1,51 млн. На четвертом и пятом японский бренд Honda  и корейский Hyundai, они опередили исконно американский Jeep. На 10-м месте RAM, но его опережают Nissan, KIA, и даже Subaru. Американцы с их потребительским подходом легко поддаются на неамериканские марки.

А вот у японцев степень автомобильного патриотизма зашкаливает, в прошлом 2022 году в ТОП-10 японского авторынка пробралась только одна иномарка – это немецкий Mercedes-Benz, занявший 7 строчку с 51 тыс. проданных авто. Но опередивший по результату чисто японские бренды Mitsubishi, Lexus, Daihatsu.    

korea_2022     

Такой же «патриотичный» выбор на авторынке Южной Кореи. Верхняя часть корейского рейтинга заняты своими марками - Hyundai, KIA и Genesis. Но корейский рейтинг также медленно, но верно размывается глобализацией. 4-е и 5-е места заняли премиальные немцы – Mercedes-Benz и BMW. А нижняя часть рейтинга 9-е и 10-е места также за немцами Volkswagen и Audi. Но пока количество их автомобилей невелико.

В Турции, где исторически не получилось создать собственный автомобильный легковой бренд, патриотизм турецкого потребителя выражается в основном в выборе автомобилей локализованных в стране брендов – итальянского FIAT (18,7%), французского Renault (12,7%), американского Ford (9,9%), корейского Hyundai (5,8%) и японской Toyota (6,4%).  

Автомобилисты небольших стран, у которых сохранились собственные марки, также стоят перед выбором: поддержать своего автопроизводителя, пусть и перешедшего под контроль мирового автогиганта, либо «очароваться» продукцией глобального автопрома. Пример у нас перед глазами - позиции Škoda на чешском рынке стабильны много лет, в прошлом году доля марки на чешском рынке составила 32,9%, то есть практически родную «шкодувку» выбрал каждый третий чех.

 В соседней Румынии доля марки Dacia составила 30,9%. Причем следует учесть, что в этих странах наряду с заводами, выпускающими «родной» бренд, есть предприятия глобальных игроков. В Чехии - это Hyundai (2 место на местном рынке) и Toyota (4 место), а в Румынии - Ford (5 место).

В других европейских небольших странах, где глобализация не оставила места для собственных марок, для создания картины патриотизма нет основания. В соседней Польше много-много лет первенствовала марка Škoda из соседней Чехии, но постепенно на роль лидера польского рынка выдвинулась Toyota. А производимые на заводах этой страны марки FIAT, Lancia и Jeep даже не попали в ТОП-10 польского авторынка.

В целом же автомобильный рынок Евросоюза с более чем самых разных моделей потребления авторынков оказался сильно подвержен процессам глобализации. Европейский потребитель богат и этот емкий рынок подвергается атаке японских и корейских автопроизводителей, которые откусили на нем достаточно приличные куски. В целом же смотрите сами, какие результаты рыночной борьбы «патриотических» и глобальных тенденций на Старом континенте.

Таблица 1

ТОП-23 марок автомобилей на рынке ЕС в 2022 году

 

Марки

Продажи 2022, шт.

Продажи 2021, шт.

Изменения (%)

Volkswagen

1 019 352

1 092 186

-6,7

Toyota

635 533

583 339

+8,9

Peugeot

556 591

649 428

-14,3

Renault

541 493

638 221

-15,2

Mercedes

529 222

515 262

+2,7

BMW

503 781

534 136

-5,7

Audi

475 801

451 694

+5,3

Škoda

461 925

504 281

-8,4

Dacia

440 193

386 958

+13,8

Kia

429 483

400 112

+7,3

Hyundai

420 097

428 299

-1,9

Ford

380 380

389 421

-2,3

Fiat

367 079

445 248

-17,6

Citroën

340 962

409 006

-16,6

Opel/Vauxhall

338 101

387 577

-12,8

Seat

297 886

338 437

-12,0

Volvo

191 445

212 084

-9,7

Nissan

155 012

172 591

-10,2

Mini

121 159

124 652

-2,8

Mazda

108 213

121 821

-11,2

Jeep

98 356

120 613

-18,5

Porsche

62 218

58 164

+7,0

 
         

По данным АСЕА

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >