+79139857900

Контракт века, или как на стройке социализма оказались грузовики из недружественной ФРГ

15 октября 2024 в 08:18

Как-то совсем незаметно прошла одна знаменательная дата. Ровно полвека назад 2 октября 1974 года между советской внешнеторговой организацией «Автоэкспорт» и западногерманским автомобильным концерном Magirus-Deutz был подписан контракт на гигантскую сумму в 1,1 млрд дойче марок на поставку в нашу страну > 9 000 тяжелых грузовиков Magirus.

Начиная грандиозную стройку Байкало-Амурской магистрали (БАМ) вдруг оказалось, что огромный социалистический лагерь не сможет ее обеспечить тяжелой грузовой и строительной техникой. В соседнем Китае еще не было масштабного производства грузовиков, как сегодня, да и маоистский Китай был, как бы сейчас сказали, недружественным государством. Отсюда и возникла потребность в этой гигантской стройке.

Дело в том, что в то время на советско-китайской границе было неспокойно, то и дело возникала напряженность, достаточно вспомнить события на острове Даманский. А советский Дальний Восток со всей страной соединяла Транссибирская магистраль, которая проходила вдоль советско-китайской границы на расстоянии от нескольких до нескольких десятков километров. Поэтому, чтобы обезопасить транспортную связь нужна была дублирующая магистраль. Ее назвали Байкало-Амурской магистралью (БАМ) по заметным географическим объектам на трассе.

бам_ссо

Чтобы построить Байкало-Амурскую магистраль, расположенную в глубине территории страны, нужно было мобилизовать огромные ресурсы. Человеческие ресурсы были в наличие – это железнодорожные войска. Также на очередном съезде комсомола в апреле 1974 года БАМ был объявлен комсомольско-молодежной стройкой, куда направлялись молодежные отряды. За каждой союзной республикой были закреплены ж.д. станции, и в порядке шефской помощи на них были возведены жилье и объекты соцкультбыта. В общем экономическая система советской мобилизационной экономики еще раз показала, на что она способна.

Но у нее все равно нашлось «слабое звено». И этим звеном оказались тяжелые грузовики, которые должны быть использованы на землеройных работах и отсыпке. А количество грунта, которое нужно было переместить и построить насыпи под ж.д. путь, исчислялось миллионнами кубометров.

tatra_148_G

В принципе, в мировой социалистической системе, которую возглавлял Советский Союз, была необходимая техника. В социалистической Чехословакии выпускались тяжелые грузовики Tatra. Но завод в чешской Копршвнице не имел свободных производственных мощностей, чтобы оперативно нарастить выпуск большого количества дизельных грузовиков. Нужны были большие инвестиции. Также, расположенный на территории УССР автомобильный завод в Кременчуге, мог бы нарастить выпуск тяжелых самосвалов КрАЗ, но опять же, учитывая неповоротливость советской экономики, было бы потеряно много времени. В общем, было принято решение поискать среди западноевропейских производителей того, кто бы мог оперативно поставить такое большое количество грузовиков.

краз-256

Компания Magirus Deutz входила в состав концерна Klockner-Humbolt-Deutz (KHD), который испытывал определенные трудности. И советский заказ несколько стабилизировал его финансовое положение. Согласно контракту западногерманская компания обязалась поставить в течение 1975-76 гг около 9500 тяжелых самосвалов и бортовых грузовиков, а также некоторое количество строительной техники, мастерских, автобетоносмесителей и трубовозов на шасси Magirus-Deutz.

магирус_7

Основная часть заказа приходилась на трехосные самосвалы Magirus 290 D26, оснащенных дизелем воздушного охлаждения грузоподъемностью 14 тонн. Намного меньшая часть заказа – двухосные самосвалы и бортовые грузовики Magirus 232 D19, оснащенные дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 232 л.с.

магирус_порт

Первая партия грузовиков прибыла в СССР к новому 1975 году, а заключительная – в ноябре 1976 года. Вдобавок, еще долгое время в страну прибывали запасные части, всего их было поставлено на сумму более 200 млн дойче марок.

Особая радость водителей тех лет доставляла кабина грузовиков. Они были трехместными, шумоизолированными, с панорамными трехслоными ветровыми стеклами. Даже в лютые морозы водители могли работать в легкой одежде. Тепло обеспечивали два обогревателя Webasto, работавшие на дизельном топливе. Один из обогревателей был предназначен для обогрева аккумуляторов

магирус_3

Можно составить огромный список преимуществ западногерманского грузовика, но одно из главных, о котором будут говорить те водители, которым довелось трудиться на нем, это комфортные условия, несравнимые с теми, которые предлагали советские МАЗы и КрАЗы.

Когда, еще задолго до подписания «контракта века» проходили сравнения и отбор среди грузовиков западноевропейских автопроизводителей особое внимание было обращено на дизельный двигатель, он должен был воздушного охлаждения. Дело в том, что в СССР в условиях сурового климата Сибири, Дальнего Востока и крайнего Севера много лет эксплуатировались чехословацкие автомобили Tatra. Они оснащались такими силовыми агрегатами чехословацкой разработки и хорошо показали себя. Поэтому сразу отвергались дизели с водяным охлаждением.

магирус_татра4

Грузовики из Ульма показали себя отличными «трудягами», работая фактически круглосуточно на трассе БАМа. За каждым грузовиков были закреплены три водителя, которые сменяли друг друга в течение суток. Да, таков был ритм сооружения магистрали века.

Сегодня в городке Северобайкальске в Республике Бурятия, в честь 50-летия со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали оранжевый самосвал Magirus поставлен на постамент.

магирус2

Есть автомобили, которые оставляют след в автомобильной истории, к таким в нашей стране, конечно же, относится западногерманский грузовик Magirus. Напомнить сегодня о полувековой дате заключения контракта с этим производителем из Ульма на Дунае необходимо, ведь в СССР не каждый день начинали стройки века. Сегодня Байкало-Амурская магистраль не только работает и перевозит народнохозяйственные грузы, но и ведется ее расширение – строятся вторые пути. Там работает уже другая техника и другие автомобили. Но память о Magirus жива.

магирус3

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Большой Duster, который проехал мимо

Новый кроссовер Bigster должен был встать на конвейер АвтоВАЗа

16 окт 2024 в 09:18

Подробнее >
Photo

Как пытались "задушить" Vesta и почему она стала "нашим всем"

Почему российский автопроизводитель сделал ставку на семейство Lada Vesta

15 окт 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Как Lada Granta оказалась в ТОП-10 Европы

Почему отечественный автомобиль Lada Granta оказался в топ-рейтинге европейского...

15 окт 2024 в 07:49

Подробнее >