+79139857900

Куда пропали автобусы Karosa

9 января 2023 в 16:31

По дорогам страны еще бегают, выбрасывая густой черный выхлоп, последние венгерские автобусы «Икарус». Последние «луноходы» ЛИАЗ-677 выставлены на продажу в одном из городов Нижегородской области. Сегодня на наших глазах заканчивается история пассажирской техники, ведущей свою родословную из социалистического прошлого.  

Наш канал решил напомнить еще одну марку пассажирских транспортных средств. А причиной послужил вот такой факт. В Санкт-Петербурге стал регулярно проходить ретро-парад  техники. На последнем параде по улицам северной столицы проезжала масса такой техники, что впору ей можно было запомнить приличный транспортный музей. Но наблюдая за проезжавшими автобусами и грузовиками, мы не увидели ту, о которой до сих пор помнят во многих городах России – Омске и Зеленодольске, Сургуте и Новом Уренгое, и даже за границей в Улан-Баторе и Ханое. Речь идет о чехословацком автобусе Karosa В732. В нашу страну их было ввезено не более 1000 штук.

Они не получили такого распространения как венгерский Икарус. Но все-таки сыграли свою роль в истории городских перевозок и не только.

karosa_706_2

Для начала надо вспомнить 1958 год и знаменитую международную выставку в Брюсселе. На этой выставке демонстрировалась «Волга» ГАЗ-21, тогда она произвела фурор. А вот чехословацкие товарищи привезли на эту выставку автобус Skoda 706 RTO. Эта модель автобуса выпускалась серийно народным предприятием Karosa с 1958 по 1972. И хотя это было самостоятельное народное предприятие, автобус называли Шкодой.

Дело в том, что в то время автобусам, произведенным в Чехословакии, присваивались индексы в соответствии с фирмой-производителем двигателя. Автобус 706 RTO был построен на раме грузовиков Škoda 706. Двигатель расположен спереди рядом с водителем, а задняя ось приводится в движение длинным карданным валом.  

 karosa_706

Автобус был популярен не только в Чехословакии, лицензия была куплена соседней Польшей, и на новом заводе в городке Ельч был начат серийный выпуск. Дизайн машины был уникален, на высоте. Если вы будете рассматривать исторические фотографии столицы Польши Варшавы, сделанные в 60-70-ых годах прошлого века, вас удивят обилие на улицах восстановленного из руин города, эти круголобокие машины. В Польше этот автобус прозвали «огурцом». В СССР этот автобус явился в виде специализированной техники – передвижные рентген-кабинеты, телевизионные студии и т.п.

 karosa_warcswaw

Как известно, схема с передним расположением двигателя считалась устаревшей, но в нашей стране именно по такой схеме был построен «долгожитель» ЛИАЗ-677. Еще долго и после десятилетий 70-80-ых у нас будут продолжать выпуск «луноходов» с прожорливым бензиновым двигателем, расположенном в водительской кабине. Переход к более современной трехдверному дизельному автобусу ЛИАЗ-5256 сильно затянулся. Свою роль сыграл и пожар на заводе двигателей КАМАЗа в 1993 году. Хотя еще в 1982-м в Москве, Якутске и Ташкенте вышли на испытания первые три экспериментальных автобуса ЛИАЗ-5256, спроектированных во всесоюзном автобусном НИИ во Львове.

 karosa_СЧ

Но вернемся к нашему чешскому «герою», память о котором еще жива во многих городах страны. После Škoda 706 RTO была построена «переходная» модель автобуса Skoda/Karosa SM11. Но со временем он уступил место «настоящей» Karosa B732. Автобус появился на свет в 1982-м. Впрочем, поставок в нашу страну этого пассажирского транспортного средства в 80-ых годах фактически не было, поскольку в то время во многих городах на маршрутах работали венгерские Икарусы 200-серии. По сути, чешский автобус Karosa не был нужен, ведь потребности закрывали поставки из Венгрии, да и Ликинский автобусный выпускал свои «луноходы».

 karosa_4

Но все резко изменилось в 90-ые, после того самого пожара на КАМАЗе. Постепенно ряд городов в российских регионах, к примеру, в Татарстане, Самарской области и других областях и республиках начали поставки чешских машин Karosa B732. А вот о самой крупной поставке этих автобусов стоит упомянуть особо.

 karosa_3

Кризис на автобусном рынке страны, случившийся в первой половине 90-ых, оказался продолжительным и глубоким. В ряде городов износ парка был настолько высоким, что грозил перерасти в транспортный коллапс. И тут навстречу нашим городам приходит Европейский банк реконструкции и развития, который предложил свою помощь в обновлении подвижного состава городского пассажирского транспорта для городов, где остро стояла проблема его износа.

 Ikarus_283

В столице Урала в Екатеринбурге выбор был сделан в пользу проверенного временем и российскими дорогами венгерский автобус «Икарус». Схема была такая, из Венгрии на Курганский автобусный приходили все детали и узлы, а также кузовные панели и элементы салона, окончательная сборка сочлененного автобуса Икарус-283 проходила на российском заводе.

 Выбор уральских транспортников оказался очень удачным. С 1997 до середины 2021 года эти машины трудились на маршрутах регулярных перевозок  уральского города-миллионника. И только с 1 июля 2021 года их поставили к забору автопарка.   

 

Другой город-миллионник, в котором ситуация с городским транспортом была аховая сделал выбор в пользу чешкой Karosa (к тому времени Чехия мирно разошлась со Словакией). Впрочем, с высоты сегодняшних лет можно утверждать, Омск все же прогадал.  Сроки работы чешских автобусов в городе на Иртыше оказались более короткими нежели венгерских машин в Екатеринбурге.

 Что стало тому виной? Плохие дороги Омска, или менее надежные конструкция и узлы чешского автобуса, стиль вождения в омских ПАТП или квалификация персонала. Видимо, сумма этих факторов и обусловила, что Karosa в Омске прослужила на десяток лет меньше, чем Икарус в Екатеринбурге. Напомним, что стартовала эксплуатация машин примерно в один и тот же временной отрезок.  

 

Производство автобуса Karosa B 732 продолжилось до 1997 года. И как раз омский заказ был практически заключительным. Также в омский автобусный парк поступили для эксплуатации и сочлененные чешские машины B741, и более поздняя модель B841. Но они также оказались менее надежными и прочными в эксплуатации, в сравнении с венгерскими аналогами.

 karosa_prague

Затем чешский завод в городке Высоки Мыто выпускал следующую 900-ую серию автобусов Karosa. До ковидного 2019 года они трудились на городских маршрутах Праги. Сегодня марки автобусов Karosa нет. Предприятие было приватизировано. С 1 января 2007 года торговая марка Karosa перестала использоваться. Вместо этого логотипа применяется фирменная хромированная эмблема свернутого в кольцо дельфина, символизирующего международный автобусный холдинг Irisbus IVECO.

 Вот так закончилась история чешской автобусной марки, оставившей след и в городах России: не такой глубокий, как оставил венгерский Икарус.    

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >