+79139857900

Куда пропали чешские Tatra

22 октября 2020 в 15:59

Если вы бывали на Тюменском Севере в поселках газовиков и нефтяников, или в поселках добытчиков в Якутии, то, наверняка, заметили, что в парках горнодобывающих предприятий до сих пор много необычных видавших виды грузовиков зарубежного производства. Это автомобили чешского автопроизводителя Tatra. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Но все равно они встречаются и до сих пор в рабочем состоянии.

Когда-то давно, социалистическая Чехословакия поставляла нам в Союз большое количество этих грузовиков. И среди водительского состава они заслужили хорошую репутацию из-за своей отличной проходимости, высокой надежности, ремонтопригодности, удобства и комфортности для водителя.

Поставки чешских грузовиков начались еще в далекие 40-ые годы сразу после войны. Примечательно, что первой моделью стала Tatra-111. Эта модель увидела свет еще в протекторате Чехии и Моравии во время Второй мировой войны и, понятно, для кого она предназначалась, в том числе и для экспедиционного корпуса генерала Роммеля в Северной Африке.

татра_111_111

Но наиболее массовой на наших дорогах все же стала модель Tatra-148 (на фото). Первые прототипы модели Tatra 148 (6х6), явившиеся дальнейшим развитием предыдущей модели и результатом модернизации Tatra 138, появились в 1968 г., а год спустя новая модель уже была представлена официально. В начале 70-х в нашей стране развернулось освоение нефтегазовых богатств Тюменского Севера и нефтяникам и газовикам нужна была современная, мощная, выносливая и высокопроходимая машина. На эту роль и подошла чешская модель. Грузовики из чешского города Копршвнице нескончаемым потоком шли в СССР.

На машине был установлен двигатель Tatra Т2-928-1  с увеличенным рабочим объёмом, развивающий мощность 212 л.с. Конструкция шасси не претерпела изменений и была типичной для грузовых «Татр» – хребтовая рама, состоящая из секций стальной трубы и соединяющая отдельные органы трансмиссии, и независимая подвеска колёс с качающимися полуосями. Пятиступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая «раздатка» были усилены, а их передаточные числа изменены. Качающиеся полуоси мостов существенно усилили, так что в эксплуатации количество их поломок (болезнь «138-х», как правило, работавших с перегрузом) резко снизилось (а у Т2-148 их практически не было). Но отметим, что для наших северных районов чехи поставляли модификацию «Арктика». Ведь самосвалам приодилось работать не только на Тюменском Севере, но в Магаданской области, в Якутии и других районах страны с экстремальным климатом.

tatra_8

Затем чешские автостроители разработали более современную модель Tatra-815. Это был бескапотник, с хребтовой рамой, оснащенный дизелем воздушного охлаждения. Стоит отметить еще одну особенность чешских автомобилей: из-за хребтовой рамы и подвески автомобиль в незагруженном состоянии выглядел «косолапо».

Как и в случае с автомобилями Tatra-138 и -148, основным покупателем Tatra-815 стал СССР. Основную массу поставленных автомобилей составляли самосвалы, а также экскаваторы и миксеры-бетоновозы.

ефекф_815

Но с распадом социалистического лагеря и СССР с чешским автопроизводителем начались пертурбации: приватизация предприятия, смена владельца, затем еще раз смена владельца. Tatra побывала даже в руках индийских бизнесменов. Пока в 2013 году акции всемирно известного завода не перешли к команде чешских бизнесменов: Ярославу Стрнаду (его доля 65%) и Рене Матере (35%) и их ключевым менеджерам. Завод был в критическом финансовом состоянии.

Ценой невероятных усилий им удалось возобновить производство и восстановить элементарное доверие банков и поставщиков, расплатившись по долгам бывших владельцев. Теперь владельцем завода в Копршвнице является акционерное общество «TATRA TRUCKS».

В дополнение к стандартизированным модельным рядам, автопроизводитель также производит специальные грузовики, адаптированные к требованиям клиентов. Восемьдесят процентов продукции автозавода идет на экспорт. В ассортименте Tatra также есть автомобили для военных.

Tatra Trucks насчитывает около 1200 сотрудников, еще более 600 человек работают в дочерней компании Tatra Metallurgie.

Что касается автомобилей Tatra, то они не лишись своей особенности. Но теперь, чтобы выжить в суровом мире конкуренции грузового рынка, Tatra Trucks плотно сотрудничает с голландским производителем DAF Trucks N.V. из города Эйндховена.

В 2014 году компании подписали новый контракт на поставку двигателей и кабин для автомобилей TATRA 4x4, 6x6 и 8x8.

Tatra-Phoenix-Truck_

Чешские партнеры получили доступ к современным голландским технологиям одного из крупнейших европейских производителей грузовой техники. Также чешскому производителю DAF поставляет двигатель Paccar MX-13 объёмом 12,9 л для популярной серии Tatra Phoenix и младший новый двигатель Paccar MX-11 объемом 10,8 л.

В прошлом 2019 году Tatra произвела 1181 грузовик и шасси. Почти 80 процентов продукции "Татры" идет на экспорт. Основным зарубежным рынком в прошлом году была Иордания, куда автопроизводитель поставил 300 шасси. Традиционным рынком сбыта является Бразилия, где даже Tatra готовится построить сборочный завод. География экспорта традиционно широка, машины из Копршвниц продаются в Австралию, и даже Новую Каледонию. В прошлом году  начат экспорт в Турцию. Автопроизводитель поставил 78 автомобилей в Австрию. Вот только российские компании в списках импортеров встречаются не так часто.  

Примечательно, что на заводе помимо чехов трудятся сотрудники, которые каждый день  приезжают на работу из Польши и Словакии, благо небольшие европейские расстояния позволяют такой вид миграции.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >