Начавшийся «закат» очередной японской марки автомобилей уже даже не удивляет. Такие мысли приходят, когда видишь результаты деятельности японского бренда Nissan в 2021 году, который стал единственным из ТОП-25 российского авторынка, показавшим спад (-2% к периоду прошлого года). Причем все автомобильные марки в РФ из топа демонстрировали рост.
Не стоит глубоко копаться в кладовых памяти, чтобы вспомнить, что именно в первой половине прошлого года во всех регионах страны на два, а кое-где и на три месяца, автосалоны официальных дилеров были закрыты. В текущем году никто автосалоны не закрывал, но откуда такой плачевный результат? Невольно виден снижающийся интерес россиян к автомобилям этой японской марки.
Заметим, что такой же 2-процентный спад показала Honda. Но отличие лишь в том, что Honda собралась на выход из России, а Nissan пока не собирается.
Что же касается конкретно Nissan, то его доля на автомобильном рынке РФ сократилась с прошлогодних 4% до 2,9%. Также ожидаемо просели продажи двух ниссановских бестселлеров – Qashqai и X-Trail. Последний вылетел из ТОП-25 самых популярных моделей российского рынка, а Qashqai скатился с 16-ой на 22-ю ступеньку популярности в РФ.
Очень хотелось бы надеется, что с Nissan не произойдет уже много раз наблюдавшаяся последовательность. Как, например, было у Honda: сначала минус в продажах, что говорило о том, что в предлагаемом модельном ряду для российских автолюбителей что-то не так. Затем конкуренты обходят в рейтинге, а марка скатывается в разряд второстепенных. И закономерный итог – либо марка находится на задворках покупательского интереса, либо, в конце концов, уходит из России. В этом случае «якорем» не сможет стать даже собственный завод «Ниссан Мотор Мэнуфэкчуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Его соседи GM и Ford побросали свои заводы в РФ и ушли.
Также стоит напомнить, как в последние несколько лет Nissan «избавлялся» в своем модельном ряду от многих неплохих моделей. Вспомните, был седан Nissan Almera (не только тот, который выпускался на АвтоВАЗе на платформе В0, а более древний и не менее популярный). Был седан Nissan Teana, проигравший Toyota Camry. Был хэтчбек Nisasan Tiida и седан Sentra, которых пытались популяризовать, начав их выпуск в Ижевске. Но все эти игрища с легковушками закончились концепцией – «Nissan – это только кроссоверы». С рейтингом кроссоверов в России можно ознакомиться здесь, вас ждет много открытий.
Nissan Tiida еще часто встречается на улицах российских городов
Да и сегодня, есть вопрос к кроссоверу Nissan Terrano? Понятно, что через некоторое время модель снимут с конвейера завода «Рено Россия». А что взамен? Уже несколько лет обещаемые компактные кроссоверы Nissan Kiks или Nissan Magnite. Но пока кроме обещаний ничего. Вдобавок, компании Nissan в рамках франко-японского альянса определена географическая зона – рынки США, Канады, Китая и Японии. Что касается России - это второстепенный рынок, поскольку он в альянсе отдан Renault. Может поэтому Nissan не трепетно относится к нам и согласен на некую второстепенность?
Подробный анализ, который мы провели для марки Nissan это не просто частный случай. Все дело в том, что мы обнаружили общий новый долговременный тренд, который касается всех значимых марок японских автомобилей. Вот пробежитесь глазами по строчкам этой статистики. Здесь показательно, что у всех японцев снижается доля: у одних больше, у других меньше. Но общий тренд один. Ни одна марка не показывает успехов. Вот так на наших глазах в полтора раза «усох» этот сегмент автомобильного рынка. И кто бы мог подумать еще семь лет назад, что «японки» уступают рынок.
Таблица 1 Доля японских марок на российском рынке (%%)
|
1 пол. 2021 г |
1 пол. 2014 г |
Toyota |
5,4 |
6,2 |
Nissan |
2,9 |
6,7 |
Honda |
0,1 |
0,9 |
Mazda |
1.7 |
1,9 |
Mitsubishi |
1,4 |
3,1 |
Suzuki |
0,6 |
0,8 |
Subaru |
0,4 |
0,7 |
Все японские марки (включая Lexus, Infiniti и др.) |
13,7 |
21,4 |
Составлено по данным АЕБ
Итак, за полгода в России было продано 120 тысяч автомобилей японских марок или 13,7% от всего количества. Это в полтора раза больше, чем было продано китайцев (5,4%), но от этого не легче.
В аналогичный период 2014 года «японок» было продано практически в два раза больше - 263 тыс. штук. А их доля на российском рынке составила 21,4%. Как известно, рынок не терпит пустоты: и где-то убывает, а где-то прирастает. Значит, у японцев кто-то «откусывает» кусок рыночного пирога. Отчасти это китайцы, доля которых, как известно, в России растет. Но их показателя недостаточно, чтобы покрыть японскую убыль. Главный выгодоприобретатель, и «откусыватель», конечно, это корейские марки. Если в 2014 году их доля составляла 15%, то сегодня она увеличилась до 23,1%.
В нашем материале мы подробно "прошлись" по модельной линейке и политике на российском рынке Nissan. Но упустили вот какой момент. Еще есть Toyota и к ней также имеются вопросы. Будь то высокие цены некоторых моделей, например, как всемирного бестселлера Toyota Corolla, проигравшей все рыночные битвы в размерном классе С чешской модели Skoda Octavia и корейцам KIA Ceed/Cerato. Как пишут в соцсетях оформление салона как будто из 90-ых или нулевых, дорогое обслуживание и т.п. У Toyota пока на нашем рынке есть два фронтмена – модели RAV4 и седан Camry. Седан обновили весной, а кроссовер еще в прошлом году, поэтому они держатся в списках самых популярных автомобилей России.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен