+79139857900

Мы их теряем. Почему россияне теряют интерес к японским авто

5 августа 2021 в 05:04

Начавшийся «закат» очередной японской марки автомобилей уже даже не удивляет. Такие мысли приходят, когда видишь результаты деятельности японского бренда Nissan в 2021 году, который стал единственным из  ТОП-25 российского авторынка, показавшим спад (-2% к периоду прошлого года). Причем все автомобильные марки в РФ из топа демонстрировали рост.

Не стоит глубоко копаться в кладовых памяти, чтобы вспомнить, что именно в первой половине прошлого года во всех регионах страны на два, а кое-где и на три месяца, автосалоны официальных дилеров были закрыты. В текущем году никто автосалоны не закрывал, но откуда такой плачевный результат? Невольно виден снижающийся интерес россиян к автомобилям этой японской марки.

Заметим, что такой же 2-процентный спад показала Honda. Но отличие лишь в том, что Honda собралась на выход из России, а Nissan пока не собирается.

Что же касается конкретно Nissan, то его доля на автомобильном рынке РФ сократилась с прошлогодних 4% до 2,9%.  Также ожидаемо просели продажи двух ниссановских бестселлеров – Qashqai и X-Trail. Последний вылетел из ТОП-25 самых популярных моделей российского рынка, а Qashqai скатился с 16-ой на 22-ю ступеньку популярности в РФ.

японские авто_ниссан

Очень хотелось бы надеется, что с Nissan не произойдет уже много раз наблюдавшаяся последовательность. Как, например, было у Honda:  сначала минус в продажах, что говорило о том, что в предлагаемом модельном ряду для российских автолюбителей что-то не так. Затем конкуренты обходят в рейтинге, а марка скатывается в разряд второстепенных. И закономерный итог – либо марка находится на задворках покупательского интереса, либо, в конце концов, уходит из России.  В этом случае «якорем» не сможет стать даже собственный завод «Ниссан Мотор Мэнуфэкчуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Его соседи GM и Ford побросали свои заводы в РФ и ушли.

Nissan-завод-в-Санкт_Петербурге

Также стоит напомнить, как в последние несколько лет Nissan «избавлялся» в своем модельном ряду от многих неплохих моделей. Вспомните, был седан Nissan Almera (не только тот, который выпускался на АвтоВАЗе на платформе В0, а более древний и не менее популярный). Был седан Nissan Teana, проигравший Toyota Camry. Был хэтчбек Nisasan Tiida и седан Sentra, которых пытались популяризовать, начав их выпуск в Ижевске. Но все эти игрища с легковушками закончились концепцией – «Nissan – это только кроссоверы». С рейтингом кроссоверов в России можно ознакомиться здесь, вас ждет много открытий.   

Nissan_tiida

Nissan Tiida еще часто встречается на улицах российских городов

Да и сегодня, есть вопрос к кроссоверу Nissan Terrano? Понятно, что через некоторое время модель снимут с конвейера завода «Рено Россия». А что взамен? Уже несколько лет обещаемые компактные кроссоверы Nissan Kiks или Nissan Magnite. Но пока кроме обещаний ничего. Вдобавок, компании Nissan в рамках франко-японского альянса определена географическая зона – рынки США, Канады, Китая и Японии. Что касается России - это второстепенный рынок, поскольку он в альянсе отдан Renault. Может поэтому Nissan не трепетно относится к нам и согласен на некую второстепенность?        

Подробный анализ, который мы провели для марки Nissan это не просто частный случай. Все дело в том, что мы обнаружили общий новый долговременный тренд, который касается всех значимых марок японских автомобилей. Вот пробежитесь глазами по строчкам этой статистики. Здесь показательно, что у всех японцев снижается доля: у одних больше, у других меньше. Но общий тренд один. Ни одна марка не показывает успехов. Вот так на наших глазах в полтора раза «усох» этот сегмент автомобильного рынка. И кто бы мог подумать еще семь лет назад, что «японки» уступают рынок.

Таблица 1 Доля японских марок на российском рынке (%%)

 

1 пол. 2021 г

1 пол. 2014 г

Toyota

5,4

6,2

Nissan

2,9

6,7

Honda

0,1

0,9

Mazda

1.7

1,9

Mitsubishi

1,4

3,1

Suzuki

0,6

0,8

Subaru

0,4

0,7

Все японские марки (включая Lexus, Infiniti и др.)

13,7

21,4

 Составлено по данным АЕБ

Итак, за полгода в России было продано 120 тысяч автомобилей японских марок или 13,7% от всего количества. Это в полтора раза больше, чем было продано китайцев (5,4%), но от этого не легче.

В аналогичный период 2014 года «японок» было продано практически в два раза больше - 263 тыс. штук. А их доля на российском рынке составила 21,4%. Как известно, рынок не терпит пустоты: и где-то убывает, а где-то прирастает. Значит, у японцев кто-то «откусывает» кусок рыночного пирога. Отчасти это китайцы, доля которых, как известно, в России растет. Но их показателя недостаточно, чтобы покрыть японскую убыль. Главный выгодоприобретатель, и «откусыватель», конечно, это корейские марки. Если в 2014 году их доля составляла 15%, то сегодня она увеличилась до 23,1%.  

toyota_RAV4

В нашем материале мы подробно "прошлись" по модельной линейке и политике на российском рынке Nissan. Но упустили вот какой момент. Еще есть Toyota и к ней также имеются вопросы. Будь то высокие цены некоторых моделей, например, как всемирного бестселлера Toyota Corolla, проигравшей все рыночные битвы в размерном классе С чешской модели Skoda Octavia и корейцам KIA Ceed/Cerato. Как пишут в соцсетях оформление салона как будто из 90-ых или нулевых, дорогое обслуживание и т.п. У Toyota пока на нашем рынке есть два фронтмена – модели RAV4 и седан Camry. Седан обновили весной, а кроссовер еще в прошлом году, поэтому они держатся в списках самых популярных автомобилей России.         

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >