+79139857900

Насколько новый КАМАЗ является российским

11 апреля 2021 в 11:33

Сегодня на КАМАЗе идет грандиозный по своей значимости и последствиям процесс подготовки серийного производства и выхода на проектную мощность нового поколения грузовой техники К5. Наш канал неоднократно обращался к этой теме, но сегодня мы хотим обратить внимание вот на какой аспект этого судьбоносного для страны проекта.

Никто не будет сомневаться, что создание современного грузового автомобиля процесс длительный, затратный и трудоемкий. Поэтому коллектив камского автогиганта не первый год трудится над его воплощением. Мы уже рассказывали, что некоторое время на КАМАЗе будет выпускаться сразу три поколения грузовой техники – К3, К4 и К5. Но затем в 2024 году грузовые автомобили поколения К4 будут выведены из производственной гаммы Камского автозавода. Как недавно заявил руководитель камского автогиганта Сергей Когогин: «я не исключаю, что наши задачи окажутся еще более амбициозными – расширение премиум-сегмента с сохранением позиций в К3». Под премиум-сегментом, он, конечно же, понимал семейство КАМАЗ-54901, или поколения К5. Поэтому при создании нового семейства КАМАЗов, была поставлена цель - создать современный двигатель, удовлетворяющий требованиям норм Евро-5, а в перспективе и Евро-6. Ведь в России, как и везде в мире требования к экологическому классу моторов ужесточаются.

Линейка двигателей для КАМАЗа

Но вот какой интересный момент. Сегодня КАМАЗ подошел к тому, чтобы обеспечивать всю свою линейку грузовиков локальным производством силовых агрегатов. До сих пор в Набережных Челнах выпускают «классический» камазовский мотор семейства КАМАЗ‑740 объемом 12 литров, прошедший несколько модернизаций. Также на предприятии «Камминз-КАМА» освоены лицензионные двигатели Cummins 4ISBe объемом 4,5 л, Cummins 6ISBe объемом 6,7 л, и Cummins ISL объемом 8,9 л  У этих моторов мощностные характеристики следующие. Дизель Cummins 4ISBe имеет диапазон мощности от 140 до 210 л.  с. У мотора Cummins 6ISBe мощностной диапазон от 210 л.  с. до 310 л.  с. Эти моторы практически полностью локализованы по важнейшим компонентам (уровень локализации на уровне 60%). В 2017 году СП начало выпуск двигателя Cummins ISL с мощностным диапазоном от 300 л.  с. до 400 л.  с. Таким образом, сейчас на Камском автозаводе сформирована широкая гамма рядных шестицилиндровых дизелей для грузовиков различной грузоподъемности и назначения. Этими моторами обеспечен выпуск всей модельной гаммы грузовиков.

камаз_910_1

Но венчать эту гамму силовых агрегатов будет новый отечественный рядный дизельный мотор КАМАЗ-910. Он будет самым мощным в линейке КАМАЗа. Диапазон мощности от 380 до 550 л.  с., крутящий момент от 1700 до 2540 Н·м. Немаловажно для нового семейства грузовиков К5, что он вписывается в наиболее востребованные настройки мощности для современного седельного тягача, задействованного на магистральных перевозках, а также строительного самосвала трех- или четырехосного – ​от 420 до 480 л. с.

Откуда происходит КАМАЗ-910

Над созданием нового силового агрегата трудились специалисты НТЦ ОАО «КАМАЗ» и швейцарской компании Liebherr-International AG. Напомним, что прототипом нового отечественного силового агрегата стал  12-литровый Liebherr D946, который к моменту начала работ над КАМАЗ-910 находился на конвейере… всего два года.

Но сегодня, как известно, международная обстановка такова, что вопрос локализации выпускаемой продукции становится остро актуальным. В принципе, не только внешний фактор ставит его на повестку дня, важно, чтобы отечественные предприятия создавали больше добавленной стоимости. И вот с этой стороны интересно посмотреть на дизели российского производства. Наш канал уже рассказывал о новых моторах ярославского производства серии 530. 

А вот моторы Cummins выпускаемые на СП «Камминз-КАМА» Cummins ISBe, по всей видимости, никогда не станет полностью российским. В СП отмечают, что дешевле организовать массовое изготовление отдельных деталей на одном из зарубежных заводов Cummins, чем плодить мелкосерийное на каждом производстве. Потом, по мере необходимости, нужную деталь отвозят на сборочные конвейеры других заводов компании. Вот такая внутрикорпоративная специализация отдельно взятого мирового производителя двигателей. Тем не менее, на СП «Камминз-КАМА» все же проводят свою программу локализации. Еще несколько лет назад  отливка блока была импортная, а в Набережных Челнах его только обрабатывали. А вот литье головки уже камазовское, ранее она была бразильской. Обработка головки блока местное, выполняется на моторном производстве КАМАЗа. По такой же схеме выпускают маховик: литье и обработка «камазовские», импортный только венец. С 2011 года на КАМАЗе отливают и обрабатывают коленвал для Cummins ISBe.

По отношению к новому отечественному мотору на вооружение был взят курс на практически 100-процентную локализацию двигателя. Блок цилиндров мотора КАМАЗ‑910 уже сейчас российские. Также освоено локальное производство головок блока, коленвалов, маховика, поддона двигателя, картера сцепления, а также и большое количество мелких, но не менее важных деталей. Все – ​от отливки до финишной обработки – ​сделано в Набережных Челнах, или на других российских предприятиях. Стартер для КАМАЗ‑910 унифицирован со стартером семейства V8, пневмокомпрессор изготавливают на нижегородском производстве Knorr-Bremse. Импортными пока остаются распредвал, шатуны, турбокомпрессор, топливная аппаратура и еще ряд деталей.

камаз_910_3

Двигатель КАМАЗ-910 на конвейере

На четверть российская коробка

В программе нового поколения К5 активное участие собирается принимать СП «ЦФ Кама». Это еще одно совместное предприятие КАМАЗ и немецкой компании ZF Friedrichshafen AG. Оно было создано в 2005 году (немецкой компании принадлежит 51%, КАМАЗу – 49%). Его специализация – коробки передач, но до сих пор завод выпускал только механические коробки. При этом СП не заключало специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом, и, соотвественно, не брало на себя обязательств по локализации, хотя переговоры об этом проходили.

СП «ЦФ Кама» с использованием технологий ZF также запустит производство электроусилителей руля Reax и подвески кабины для грузовиков КАМАЗа поколения K5. СП получит на эти проекты заем от ФРП (Фонд развития промышленности) 500 млн руб. Общий размер инвестиций в проект составит 1,1 млрд руб.

камаз_910_АКПП

Но самое важное, это, конечно, сборка 12-ступенчатой автоматической коробки Traxon, которое будет осуществляться на «ЦФ Кама». Уровень локализации этой АКПП на первом этапе будет всего 24%. Начало российской сборки Traxon запланировано на январь 2022 год. Traxon в первую очередь будет устанавливаются на магистральные тягачи Камаз-54901 поколения К5. Сегодня на выпускаемые первые партии грузовиков К5 коробку передач закупают у  ZF. В перспективе Traxon российской сборки будут поставлять не только КАМАЗу, но возможно, и минскому СП МАЗа и MAN, АЗ «Урал»  и даже для японских грузовиков Isuzu, собираемых в Ульяновске на СП «ISUZU-Sollers».

Локализация иностранной АКПП в России целесообразна с точки зрения снижения логистических и таможенных затрат. При этом для производства этого компонента требуется высококачественное литье, высокая степень обработки узлов и деталей

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >