+79139857900

Обреченные на рост! Почему в России каждый год дорожает бензин, и когда это прекратится?

30 сентября 2021 в 08:30

Сильнейшая зависимость российской экономики от цены на нефть - факт неоспоримый. И никакие заявления чиновников, обещающих снизить эту зависимость, «слезть с нефтяной иглы» никаких положительных изменений не приносят. Вместе с тем мнения о влиянии топливного рынка на все другие финансово-экономические показатели и процессы, сильно отличаются.

Непосвященные в особенности нефтяного рынка и ценообразования пользователи, уверены, что в нефтедобывающей (перерабатывающей / транспортирующей) стране бензин или дизельное топливо должны быть очень душевыми, если не вообще, бесплатными.

Ряд специалистов ожидает от цен на отечественных автозаправках адекватного поведения и четкого следования мировым котировкам.

К сожалению, и «дилетанты», и специалисты высказывают мнения, существенно отличающиеся от реального положения дел. Прошло уже почти 30 лет с момента распада Советского Союза, и практика показывает, что цена на автомобильное топливо в нашей стране может меняться только в одну сторону – удорожания. Весь вопрос заключается только в одном: насколько быстро?!

benzin2

Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов уверен, что причина, способствующая быстрому и нерегулируемому росту цен на бензин и дизельное топливо – непрофессионализм, проявляющийся в действиях российских властей. Этот специалист дает неутешительный прогноз роста цен на топливо к концу года не менее чем на 1,5–2,0%. А результатом очередного скачка цен станет сокращение числа АЗС в стране и тотальный дефицит топлива. А автомобилистам как в советское время придется возить канистры с запасом бензина в багажнике, чтобы не оказаться с пустым баком где-нибудь посреди трассы между Псковом и Великим Новгородом!

Неутешительные данные приводит Росстат. Ведомство указывает, что только в течение одной недели (с 10 по 16 августа) цены на бензин выросли в 74 из 96 регионов страны. И это в тот момент, когда ведется подготовка к очередным выборам в Государственную думу и партия власти сильно заинтересована в стабильности.

Можно только предположить, что нас ждет после завершения выборов и победы «Единой России»!

Самый сильный рост цены на бензин, по подсчетам ведомства, пришелся на следующие города:

  • Петропавловск-Камчатский – на 2,2%;
  • Махачкала – 1,9%;
  • Грозный и Южно-Сахалинск – 1,6%

На этом фоне ситуация в Москве и Санкт-Петербурге выглядит почти как штиль (рост есть, но всего на 0,5 и 0,2 соответственно). Вот только не затишье ли это «перед бурей»?!

 Все дроги ведут на Биржу

Ситуация, сформировавшаяся на данный момент времени на российских автозаправках, оценивается Баженовым как «отложенный рост цен», который спровоцирован ростом 

оптовых цен на топливо. Там увеличение стоимости было зафиксировано еще в начале прошлого, 2020 года и продолжается по сей день.

Как считает Григорий Баженов, главная причина образования подобной проблемы – это правила ценообразования, сформированные самим российским Правительством. Государство не регулирует оптовые цены, но активно сдерживает рост стоимости на топливо в розничной сети. Результат такого «горе-управления» чисто экономический, при котором» малая часть объема топлива становится определяющей, при формировании цен на бензин для внутреннего рынка страны.

Мало кто знает, что ключевым звеном, определяющим рыночные цены на топливо, продаваемое в России, является Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Следовательно, какие-никакие, но рыночные рычаги в вопросах ценообразования все-таки присутствуют. А сама цена определяется спросом, ограниченным емкостью самого рынка, а также «управляемым» предложением. Установленные сразу двумя ведомствами (Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба) нормативы предписывают компаниям продавать через биржу до 11% бензина и до 7,5% дизтоплива.

benzin3

 

Нельзя сказать, чтобы ведомственные структуры ничего не делали для удержания цен ан внутреннем рынке. Так, 16 августа пресслужба Министерства Энергетики РФ опубликовала решение об увеличении объемов топлива, подлежащего реализации через биржу, сразу на 1%: до 12 на бензин и до 8.5 на дизель.

 

Наши приоритеты

Топливный рынок в России – это уникальное образование, которому, пожалуй, нет аналогов в мире. Мы привязаны к рынку, который функционирует по правилам рыночного паритета. А именно: цена внешнего рынка искусственно приводится к реалиям рынка внутри страны. Решения принимаются таким образом, чтобы производителю было все-равно, на какой рынок (внутренний или внешний поставлять топливо.

Конечно, мы уже пытались «в смутные 90-е) полностью отпустить цены, привязав их к единому рыночному механизму. Заправки тут же опустели, а дефицит топлива стал тотальным поставив под угрозу саму экономику страны. Очевидно, что государство более не желает рисковать и экспериментировать, довод ситуацию д критической. А это означает, что управляемый, сдерживаемый рост цен на топливо будет продолжаться в ближайшей и среднесрочной перспективе. Тем более, что, как минимум, до конца 2023 года запланировано ежегодное увеличение акцизов на топливо (4%) в год).

benzin4

 

«Неоптимистический прогноз»

Эксперт, на основе проведенного исследования, делает заключение и предсказывает скорый рост цен на топливо в стране. И это все – несмотря на все заявления и определенные действия, предпринимаемые государственными структурами по стабилизации положения дел в розничной сети. Тем не менее, Баженов уверен, что рост цен до конца года составит 1,5–2,0%. Как это выразить в рублевом эквиваленте для конечного потребителя?

Уже сейчас автозаправкам, чтобы справиться с возросшей налоговой нагрузкой, придется увеличить цену литра бензина в среднем на 3–4  рубля. А ведь нужна еще небольшая прибыль!

Данный сегмент рынка находится в очень нестабильном положении. И эффективного решения, спокойного, без шока, выхода из кризиса, к сожалению, нет. Государство будет продолжать контролировать ситуацию в ручном режиме, сдерживая неуправляемый рост цен. Автозаправки и производители по-прежнему будутподстраиваться под новые решения властей, а автомобилистам остается только доплачивать за топливо!

Возможно, нас спасет переход на электромобили. Но где они в массовом производстве?

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >