Российский автомобильный рынок, испытавший 9% спад в прошлом году из-за различных ограничений, тем не менее, показал новые горизонты. И одним из трендов, которые продолжились на нем, стал рост сегмента кроссоверов. Теперь этот сегмент автомобилей с повышенным клиренсом стал главным в Российской Федерации.
По данным АА Автостат, на него приходится 48,5% от продаж новых автомобилей. Почему спрос российского автомобилиста переориентировался на этот тип, за ответом далеко ходить не надо. Достаточно выглянуть в окно и увидеть занесенные снегом автостоянки во дворах, или утрамбованные снежные валы вдоль парковочных карманов, которые не может преодолеть обычная легковушка, которую в ряде регионов страны в шутку называют «пузотерками». Потому то и стали популярны автомобили класса SUV в нашей стране. Даже несмотря на то, что стоимость их выше, чем аналогичных легковых автомобилей в таких же размерных классах.
Впрочем, лучше всего обратиться к конкретным цифрам и увидеть насколько этот класс автомобилей разнороден, насколько он различен в своих размерных классах. Эти данные находятся в нижеприведенной таблице, и хорошо отражают картину популярности той или иной модели. Впрочем, сначала несколько вводных.
Первое. Класс автомобилей SUV самый популярный у российских автомобилистов, на него приходится чуть менее половины покупок новых автомобилей, а точнее 48,5% от всех приобретений авто в 2020 году.
Второе. Этот класс автомобилей с повышенным клиренсом, имеющий одно общее название, на самом деле неоднороден. Его можно разделить на размерные классы, также как делят на классы обычные легковушки. У аналитиков авторынка принята классификация деления на четыре размерных класса - SUV (B), SUV (C), SUV (D) и SUV(E). Понятно, что это аналог размерных классов легковых автомобилей.
Третье. Доля полного привода в этом классе составляет 68%, а на передневприводные приходится 32%, иными словами, каждый третий проданный кроссовер.
По данным за 2020 год, самым популярным в сегменте SUV является класс С, а вот у легковушек, наоборот, данный класс стремительно все последние годы терял популярность и снизился до 3,82% российского авторынка, или 56 134 автомобилей в абсолютном выражении. Подробно наш канал описывал ситуацию в размерном классе С здесь
А теперь посмотрим на сегмент SUV с позиций его деления на размерные классы.
Таблица 1
Класс автомобилей SUV |
Количество моделей в РФ в 2020 г. |
Объем продаж, шт. |
Динамика к 2019 г., %% |
Модели-лидеры класса SUV |
SUV(B) |
24 |
204 886 |
-2% |
Hyundai Creta, Renault Duster, Lada 2121 |
SUV(C) |
51 |
316 270 |
0% |
VW Tiguan, Toyota RAV4, KIA Sportage |
SUV(D) |
37 |
131 526 |
-14% |
Skoda Kodiaq, Mitsubishi Outlander |
SUV (E) |
39 |
68 113 |
-6% |
Mercedes-Benz GLE, BMW X6 |
Всего по классу SUV |
135 |
720 794 |
-4% |
|
По данным АА Автостат
Самым популярным среди кроссоверов оказался С-класс.
К классу SUV(C) принадлежат расположившиеся в топе такие популярные внедорожники как Toyota RAV4, VW Tiguan, KIA Sportage, Hyundai Tucson и др. Они заняли почти половину сегмента SUV. И еще одна характеристика этого класса машин. Здесь самое большое предложение на российском авторынке. Автопроизводители предлагают сразу 51 модель (!) кроссоверов из 135 в этом сегменте. Да и спрос на них не упал в прошлом ковидном году – продано 316 тыс. автомобилей. По сути это второй по размерам класс российского автомобильного рынка. Первым, как известно, являются автомобили размерного класса В+, их было продано 558,9 тыс. штук.
В классе SUV(B) предложение вдвое меньше, всего 24 модели. Их было меньше реализовано – 204 886 штук. Среди которых такие бестселлеры как Hyundai Creta и Renault Duster. К этому классу относят и Lada 2121 Niva, которая также засветилась в нашей итоговой табличке.
В классе SUV(D) представлено 37 моделей, а лидерами продаж в РФ автомобилей этого класса являются Skoda Kodiaq, Mitsubishi Outlander, UAZ Patriot и др. Таких машин продано 131 526 штук. В следующем сегменте SUV (E) самых больших кроссоверов автопроизводители предлагают 39 моделей. Но поскольку автомобили тут дорогие и часто относятся к премиум-сегменту объемы продаж невелики – 68 тыс. единиц. Их представители в нашей табличке в самой нижней части.
А теперь стоит остановиться на кроссоверах, которые стали новинками 2020 года. На усиление позиций в классе SUV сильно надеялись автопроизводители, выводившие в Россию новинки. Речь о дебютантах российского авторынка – Skoda Karoq и KIA Seltos. Их локальное производство начато в Нижнем Новгороде и Калининграде, соответственно. Автопроизводители инвестировали в организацию локальной сборки и надеялись на отдачу. Например, в Калининграде на заводе «Автотор» созданы мощности по производству 30 000 автомобилей по полному циклу модели KIA Seltos. Но в прошлом году в связи с известными событиями их удалось продать всего 12 774 штуки. А вот результат Skoda Karoq несколько лучше – 15 551 шт. Соответственно, они расположились на 16 и 17 местах в общем зачете в сегменте SUV. (см.таблица)
Почему эти новинки не стали прорывными моделями, которые могли бы взорвать рынок, это тема отдельного разговора, который наш канал обязательно проведет.
И еще несколько слов об обновленном Renault Kaptur и дебютанте прошлого 2019 года Renault Arkana. Это кроссоверы, в сравнении с предыдущими моделями-новинками, хотя и имеют несколько лучшие результаты, соответственно заняли 10 и 14 места в классе. Все же сильно уступают своему соседу по модельному ряду французского автопроизводителя Renault Duster. Но об этом тоже нужен отдельный разговор.
И в заключении. Наш канал составил ТОП-50 самых популярных кроссоверов на российском авторынке. Примечательно, что выпуск практически всех автомобилей класса SUV ведется в Российской Федерации. За исключением ряда популярных японских внедорожников типа Toyota LC Prado. И это тоже другая история.
Таблица 1
ТОП-50 автомобилей класса SUVв Российской Федерации
Модель |
2020 г., штук |
Hyundai Creta |
73 537 |
Toyota RAV4 |
36 433 |
Volkswagen Tiguan |
32 982 |
Renault Duster |
31 640 |
Lada 4x4 |
29 089 |
KIA Sportage |
28 190 |
Nissan Qashqai |
22 110 |
Hyundai Tucson |
22 107 |
Skoda Kodiaq |
20 578 |
Renault Kaptur |
20 284 |
Nissan X-Trail |
20 237 |
Mazda CX-5 |
20 033 |
Mitsubishi Outlander |
17 836 |
Renault Arkana |
16 814 |
UAZ Patriot |
16 649 |
Skoda Karoq |
15 551 |
KIA Seltos |
12 774 |
KIA Soul |
11 884 |
Toyota LC Prado |
11 271 |
Nissan Terrano |
11 178 |
Lada Niva |
11 002 |
Lexus RX |
10 453 |
Hyundai Santa Fe |
8 340 |
BMW X5 |
7 716 |
Geely Atlas |
7 311 |
Haval F7 |
6 782 |
KIA Sorento Prime |
6 631 |
Chery Tiggo4 |
5 734 |
Geely Coolray |
5 634 |
BMW X3 |
5 579 |
Suzuki Vitara |
5 455 |
BMW X6 |
5 136 |
Volkswagen Touareg |
5 051 |
Toyota LC |
4 967 |
Subaru Forester |
4 940 |
BMW X7 |
4 717 |
Mitsubishi Pajero Sport |
4 679 |
Lexus NX |
4 634 |
Mercedes Benz GLE |
4 610 |
Haval F7x |
4 417 |
KIA Sorento |
4 398 |
Mercedes Benz GLC |
3 861 |
Mercedes Benz GLS |
3 374 |
Audi Q7 |
3 162 |
BMW X4 |
3 162 |
Volvo XC60 |
2 998 |
Lexus LX |
2 875 |
BMW X1 |
2 820 |
Nissan Murano New |
2 815 |
Audi Q5 |
2 744 |
Составлено по данным АЕБ
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен