+79139857900

Почему ЛИАЗ ринулся вдогонку за МАЗом

2 сентября 2020 в 11:14

Использование сжиженного метана в качестве моторного топлива на автотранспорте - это  перспективное направление. Техника на сжиженном природном газе, по сравнению с компримированным (сжатым) имеет два существенных преимущества: меньший снаряженный вес, и, соответственно, меньшую потерю в грузоподъемности/пассажировместимости, и большим запасом хода.

Исходя из этих критериев и характеристик, наши автбусостроители стали обращаться к теме создания техники на сжиженном природном газе (LNG). Пока в этом замечены ЛИАЗ и белорусский МАЗ.

Техника на сжиженном природном газе (LNG) очень популярна в Китае и набирает обороты в Европе. Но вот в России таких машин пока единицы. Объяснение вполне логичное: станций, на которых можно пополнить запасы этого топлива, пока очень мало. Впрочем, ситуация по идее должна измениться. Так, в Магнитогорске недавно открыли комплекс по сжижению природного газа, а Группа ГАЗ к этому событию приурочила премьеру городского автобуса ЛиАЗ в версии LNG.

LNG+bus  

 

Судя по представленным фото, внешне новый автобус практически не отличается от своих дизельных аналогов. Салон имеет низкий пол по всей внутренней площади, оборудован кондиционером, аппарелью и местом для инвалидной коляски на накопительной площадке. Общая пассажировместимость — 106 человек.

В корме — двигатель ЯМЗ-536, а рядом с ним — криобак на 375 литров сжиженного газа, который содержится там при температуре –160°С. Этого запаса должно хватать более чем на 300 км в городском режиме движения: как минимум — одна—две смены. Представленный автобус в ближайшее время будет проходить тестовую эксплуатацию в Челябинске. По ее итогам Группа ГАЗ примет решение о выпуске опытной партии подобных автобусов в четвертом квартале нынешнего года.

Но ЛИАЗ может опоздать, поскольку в Челябинске в рамках реализации программы "Чистый воздух" было решено закупить городские автобусы как на компримированном (сжатом) природном газе, так и на сжиженном. И прямой конкурент ЛИАЗа Минский автозавод принял участие в этом проекте. Проработку проекта по автобусам, работающим на сжиженном метане, вместе с российскими партнерами, была начата еще осенью 2018 года. В декабре 2018 года прошло совещание, на котором Челябинской области было обещано, что МАЗ за свой счет сделает образцы пассажирской техники, работающей на сжиженном метане, и предоставит их на эксплуатационные испытания. Тогда же автозавод подписал с Челябинской областью дорожную карту по этому проекту. А уже в апреле 2019 года МАЗ изготовил опытные образцы 12-метрового и 9-метрового автобусов, работающих на СПГ. Минский автозавод стал первым в странах СНГ, создавшим такие машины и получившим на них официальные ОТТС. В мае прошлого года минские автобусы прибыли в Челябинск на испытания.

LNG_bus_MAZ203945

Местные автотранспортники проводили замеры расхода топлива, оценивали соответствие заявленных технических параметров. По результатам испытаний выяснилось, что по сравнению с аналогичной техникой азиатских производителей, которая ранее в опытном порядке эксплуатировалась в Челябинске, автобусы МАЗ на СПГ оказались примерно на 40% экономичнее.

Летом прошлого года были объявлены конкурсы на поставку в Челябинск 33 автобусов большого класса на СПГ и такого же количества на КПГ. В августе МАЗ выиграл конкурс на поставку техники на сжиженном метане, российский ЛИАЗ - на поставку автобусов на компримированном природном газе. До конца года вся техника поступила в парк муниципального перевозчика. В декабре автобусы МАЗ-203945 LNG вышли на маршруты столицы Южного Урала. Таким образом, Минский автозавод первым в странах СНГ организовал серийное производство пассажирской техники, работающей на сжиженном метане.

LNG_bus_MAZ

Поставленный в Челябинск МАЗ-203945 - это первая модель в линейке пассажирской техники Минского автозавода, работающая на сжиженном природном газе (метане). Вместо баллонов на крыше автобус оснащен криобаком, который разместился в заднем свесе.

Стоит отметить, что ЛИАЗ пока представил опытную модель. А вот у холдинга "Бакулин Моторс Групп" (марка Volgabus) пока вообще нет аналогичных машин. КАМАЗ в сентябре 2019 года представил на выставке "Комтранс" в Москве модель НЕФАЗ-5299-40-57 на СПГ, однако это пока опытная машина, которой еще только предстоит пройти испытания, а затем и процедуру сертификации. Сыграв на опережение, Минский автозавод получил преимущество: когда Челябинск объявил тендер не поставку автобусов на сжиженном природном газе, у конкурентов просто не было требуемой техники.

LNG_bus_MAZ_крио

Несколько слов о LNG-версии МАЗ-203945. Его главное отличие от аналогов, работающих на компримированном газе – двигатель. Если на МАЗ-203965 и МАЗ-103965 устанавливается немецкий газовый движок Mercedes-Benz M 906 LAG EEV/1-02 (Р6, объемом 6883 куб.см; мощностью 278 л.с.; 1000 Нм; Евро-5), то на МАЗ-203945 - китайский газовый Weichai WP7NG 280E51. Данный мотор также рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, с распределенным впрыском газа и искровым зажиганием. Он имеет рабочий объем 7470 куб.см, развивает мощность 270 л.с., максимальный крутящий момент 1100 Нм и соответствует экологическому стандарту Евро-5.

LNG_моторный отсек

Почему не немецкий движок? Дело в том, что Mercedes-Benz снимает с производства газовые двигатели уровня Евро-5, в дальнейшем они будут производить только Евро-6. Это достаточно сложный и дорогой агрегат. В то же время китайцы сейчас являются лидерами по газомоторной технике. При этом их моторы дешевле. Поэтому, если хочешь выиграть тендер, нужно ставить китайские моторы, китайские криобаки.

LNG_bus_криобак

Это тоже имеют ввиду конкуренты МАЗа. Например, рестайлинговый НЕФАЗ-5299-40-52 комплектуется моторами Weichai WP7NG 260E51, а Volgabus "Ситиритм" 12 GLE / GLF - моторами Yuchai YC6L280N-52. Только ЛИАЗ продолжает устанавливать двигатели исключительно российского производства (ЯМЗ-53624 CNG).

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >