+79139857900

Почему ЛИАЗ терпит поражение, ему осталось два года

18 января 2023 в 14:17

В России уже два десятилетия укоренилась одна интересная традиция. Местные и региональные власти на центральной площади города стройными рядами выставляют купленную ими новую технику. Это новые автобусы, которые выйдут на маршруты регулярных перевозок, также выставляют школьные автобусы. Таким образом, они как бы намекают электорату, смотрите, как мы заботимся о вас.

 Но мы не будем касаться электоральных проблем, наша цель несколько другая. Наш канал держит руку на «автомобильном пульсе» и въедливо рассматривает все, что касается тематики автомобильной российской жизни.

 автобус_2022_нефаз

И вот за прошедший год от нашего внимательного взгляда не ускользнул один момент. Все реже в таких автобусных презентациях в разных уголках страны, участвуют автобусы марки ЛИАЗ. В тоже самое время чаще выставляются НефАЗы, а в последнее время и Волгабусы и МАЗы.

 И предчувствия нас не обманули. Если НефАЗ-5299 всегда был впереди ЛиАЗа-5292, с отрывом в полтора раза, то кто бы мог подумать, что трехдверный Волгабус-5270 догонит такой ликинский бестселлер? Да и белорусский МАЗ-203 не сильно отстает. (см. табл.1)

 автобус_2022_волгабус

Что произошло? Почему автобусы легендарной подмосковной марки теряют популярность?  Наверняка, тут сыграл роль целый набор факторов.  

Отметим, что НефАзу удержаться в верхней строчке рейтинга обновление своей самой популярной модели 5299. А вот ЛИАЗу, чтобы удержать позиции надо быстрее обновить свой бестселлер 5292. Его как известно, вскоре должен сменить CityMax 12. Но пока Группа ГАЗ возит по выставкам то водородную версию, то электробус, вместо того, чтобы побыстрее представить дизельную и газомоторную версию CityMax 12. Скорее всего, привычный автобус ЛИАЗ нового поколения появится не ранее чем года через два.  

 автобус_2022_citymax12

Как известно, младшая модель автобусного дивизиона Группы ГАЗ CityMax 9 уже прошла испытания и подошла к началу серийного выпуска. Наш канал писал об этом уникальном автобусе здесь.       

 автобус_2022_citymax9

Но обратимся к статистике, которая показала, что автобусный рынок РФ - это «островок стабильности» на падающем автомобильном рынке страны. А во–вторых, статистика говорит о начале передела российского автобусного рынка, что хорошо видно по следующим выявленным трендам.

 На этом фоне нам показалось интересным ухудшение «здоровья» главного игрока автобусного рынка страны – Группы ГАЗ. Как известно, в автобусный дивизион входят Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы. Если в 2021 году доля Группы ГАЗ на автобусном рынке страны составила 69,6%. А вот в прошлом уже – 52,8%. Налицо негативная тенденция. (см. диаграмма 1)

 автобус_2022_диаграмма

Павловский автобус сдал сразу 10 процентных пунктов (с 50,2% до 40,8%). Ему как раз впору новый 9-метровый городской автобус среднего класса. У кого он откусит кусочек рыночного пирога наш канал написал здесь.

 ЛИАЗ также вдвое уменьшил свой вклад в автобусный рынок страны (с 15,6% до 8%). Лишь несколько улучшил позиции Курганский автобус, но его доля в целом очень мала.

 В сегменте больших городских автобусов, куда сегодня направлены огромные денежные потоки из федерального, региональных и местных бюджетов, на реализацию различных программ, 12-метровый ЛИАЗ начал терять позиции. А это самый чувствительный для подмосковного завода сегмент.

 В прошлом году резко упал спрос на флагманскую 12-метровую модель ЛИАЗ-5292 (712 ед.). Продано практически на 1000 машин меньше, чем годом ранее. Этим воспользовались конкуренты прежде всего Volgabus 5270, который сравнялся с продажами ЛИАЗа (711 ед.). И выросли продажи МАЗа-203 (519 ед.). А вот доля НефАЗ-5299 снизилась на четверть.

 автобус_2022_ютонг

Второй тренд также очевиден – Китай медленно, но верно подгребает под себя автобусный рынок России. Посмотрите, как выросла доля китайских автобусов с 4% в 2021 году до 13,3% в прошлом 2022-м. Главный актор китайского сегмента – Yutong, который оказался на третьем месте в России, обогнав отечественные и Volgabus, и ЛИАЗ и даже белорусский МАЗ. Вот такой передел автобусного рынка страны.

 Табл.1

Модели городских автобусов, участвующих в различных госпрограммах обновления общественного транспорта (БКАД 2.0, Чистый воздух, региональные программы и т.д.)

 

Модель транспортного средства

2022 г, шт.

2021 г, шт.

НефАЗ-5299

1 462

2 001

ЛИАЗ-5292

712

1 636

Волгабус-5270

711

63

МАЗ-203

519

49

МАЗ-206/226

450

224

Волгабус-4298

357

2

ЛИАЗ-6213

178

528

ЛИАЗ-4292

148

72

  Составлено по данным АСМ-холдинг 

Табл.2

ТОП-15 марок российского рынка автобуосв в 2022 г

 

Марка автобуса

2022 г, шт.

2021 г., шт

Изменения 2022 к 2021, %%

ПАЗ

5 545

7 852

- 29,4

НефАЗ

1 577

2 556

- 38,3

Yutong

1 170

366

219,7

Volgabus

1 147

352

225,9

ЛИАЗ

1 089

2 435

- 55,3

МАЗ

1 040

522

99,2

Урал

498

377

32,1

КАВЗ

417

268

55,6

Higer

321

203

58,1

Lotos

155

87

78,2

СимАЗ

149

95

56,8

KingLong

117

38

207,

Zhongtong

115

39

184,9

КАМАЗ

112

194

- 42,3

JAC

90

-

-

Всего продаж в РФ

13 584

15 664

- 13,3

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

 Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >