+79139857900

Почему не удалось спасти легендарный «ЗИЛ»?

2 ноября 2021 в 16:43

Развал Советского Союза привел к краху многих автопромышленных гигантов, развалу целых отраслей экономики. Некоторые предприятия, после длительной стагнации нашли в себе силы (зачастую с помощью властей) на восстановление, другие же полностью пришло в упадок и прекратили свое существование. Одним из таких «неудачников» стал мощнейший советский завод ЗИЛ, который не просто почти 100 лет держался на плаву, но и выпускал сотни и тысячи своих знаменитых автомобилей. Смело можно сказать, что грузовики ЗИЛ – это настоящее олицетворение всех успехов послевоенного восстановления экономики в стране, реализации многочисленных грандиозных проектов Страны Советов. А ведь плодами труда людей и техники того времени и сейчас пользуются миллионы наших соотечественников. Автомобили ЗИЛ-130, а чуть позже – ЗИЛ-131, можно было увидеть не только в боевом строю Советской Армии, но и на всех многочисленных стройках, от БАМа и Днепрогэса, до целины и Каракумского канала!

Основано автомобильное предприятие, которое позже получило название «Завод имени Ленина» (сокр. ЗИЛ), было в 2016 году. Прямо накануне революции. В создании завода принимала активное участие коммерческое объединение – Торговый дом (ТД) «Кузнецов, Рубяшинские и Ко». С самого начала предприятие специализировалось исключительно на ремонте техники. Однако после революции и последовавшей за ней коллективизации, было принято решение провести глубокую модернизацию предприятия и перепрофилировать его на выпуск автомобилей. Так началась полноценная сборка машин.

Именно на заводе ЗИЛ впервые в Советском Союзе, еще в 1931 году был запущен первый сборочный конвейер. Одновременно было начато производство грузовых автомобилей. Именно в такой технике нуждалось молодое, активно развивающееся по всем направлениям государство. Примечательно, что в выпускаемой предприятием автомобильной продукции были представлены не только среднетоннажные грузовики, но и легковые автомобили. Правда круг пользователей такой техникой был сильно ограничен. В основном выпускались правительственные лимузины и кабриолеты, принимавшие участие в парадах.

Изначально предприятие выпускало технику под маркой ЗИС, а само предприятие носило гордое название «Завод имени Сталина», НО через некоторое время завод переименовали, присвоим ему имя первого директора И. Лихачева.  После этого всю продукцию было решено переименовать в ЗИЛ. Практически на всех этапах развития предприятия основной выпускаемой техникой были грузовики средней тоннажности. Изначально сборка велась из импортных деталей, которые закупали за валюту. Это сильно снижало темпы выпуска машин и сказывалось на себестоимости. Но параллельно велась работа по развитию собственных комплектующих, территория завода расширялась, появлялись новые цеха.

ЗИЛ_3

За относительно короткий промежуток времени ЗИЛ «развернулся» до огромных для Союза масштабов. При этом в Москве находилось только головное предприятие, а филиалы стали появляться во многих крупных городах страны – экономических центрах. Общая численность работников здесь превышала 100 тысяч человек! Вскоре на конвейер поставили целый ряд различных транспортных средств:

- правительственные седаны;

- автобусы;

- спецтехнику;

- вездеходы;

- военные автомобили.

Предприятие процветало, развивалось «по всем фронтам» и заслуженно получило статус главного производителя советских машин.

Первый тревожный звонок прозвучал ближе к 90-м годам, когда предприятие долго не могло выпустить новую машину, способную заменить морально устаревший и отсталый в техническом плане ЗИЛ-130. Правда велась еще работа над новым концептом – ЗИЛ-170. Предполагалось, что именно эта модель выведет предприятие на новый уровень развития. НО в 1986 году все права на грузовик были переданы заводу в Набережных Челнах. В результате, ЗИЛ остался без новой модели, а в модельном ряду остались только старенькие ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169.

 

Была предпринята еще одна попытка «удержаться на плаву» - выпущен в целом неплохой ЗИЛ 4331. Но в этот момент происходит распад страны и вместе с ним резкое падение объемов выпускаемой продукции. Критическим для предприятия стал 2014 год, когда было выпущено всего 97 автомобилей (против 200 000 в лучшие времена). Прошло еще 2 года и ЗИЛ полностью прекратил свое существование. Здания были снесены, на их месте построены многочисленные жилые комплексы.

 ЗИЛ_2

ЗИЛ – одно из крупнейших автопредприятий времен Советского Союза. Здесь выпускали лучшие грузовики своего времени, другую, востребованную в армии и народном хозяйстве технику. Но с развалом страны завод прекратил свое существование!

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >