Нам есть чем гордится, только в суете буден мы забываем о тех достижениях, которыми обладаем. Правда, часто забываем, что помимо гордости нужно еще и развивать, и преумножать свои достижения. Недавно наш канал рассказывал о том, что Россия является великой троллейбусной державной мира. Сегодня этот сегмент городского транспорта находится в своем эволюционном движении вперед. Появились троллейбусы с автономным ходом, позволяющие существенно трансформировать маршрутную схему, продлив маршруты в те микрорайоны, где на сегодня отсутствует контактная сеть.
Но оказывается, Российская Федерация является чемпионом в рейтинге стран мира по количеству трамвайных вагонов. В количественном отношении Россия превосходит любую другую страну мира. (см.табл.)
Что же касается предоставленного рейтинга, то даже беглого взгляда хватит, чтобы заметить такую вещь: трамвай – это европейский вид транспорта. Это отчетливо видно по присутствию в верхней части рейтинга таких небольших стран Старого континента как Чехия, Австрия, Венгрия, Бельгия, Швейцария и др. Отчасти, это объясняется тем, что в этих странах началось первое массовое строительство трамвайных систем в начале 20 века. Не секрет, что первые трамвайные системы Российской Империи появились благодаря концессиям бельгийского и другого европейского капитала. Ростов-на-Дону до сих пор помнит этот исторический прецедент поскольку трамвайная колея в этом городе европейская (1435 мм), а не российская (1524 мм).
Но вот что интересно, огромный и динамичный Китай с его большим количеством городов-миллионников, в данном рейтинге расположился только на 19 месте. Все дело в том, что власти китайских городов делали ставку на автобусное сообщение и развитие систем метрополитенов. Также в Китае много мегаполисов, где работает BRT (Bus Rapid Transit), или метробус. Наш канал рассказывал об этом виде транспорта здесь.
Также не получило широкое распространение трамвайное движение и в праворульных странах, таких как Япония, Великобритания.
Впрочем, удивляет третье место США – самой автомобилизированной страны мира. Многим памятна история, происходившая в начале 50-ых годов прошлого века, когда автомобильные компании покупали трамвайные системы для их последующей ликвидации.
А вот второе место, которое по достоинству занимает ФРГ, легко объяснимо. Дело в том, что в 60-ые годы в Западной Германии произошел трамвайный ренессанс. В 1966 году был принят федеральный закон о транспорте, согласно которому земельные органы власти получали в свои руки весьма мощный финансовый инструмент от сбора налогов, которым они эффективно воспользовались, построив большое количество самых разнообразных систем рельсового транспорта: от обычного уличного трамвая до систем совместимых с пригородным ж.д. движением и т.д. Сегодня в городах ФРГ функционирует 52 (!) трамвайные системы.
Россия, которая находится на первом месте данного рейтинга, могла бы его потерять. Дело в том, что в 90-ые, 00-ые и даже 10-ые годы местные муниципальные власти в ряде городов по разным причинам, в том числе и корыстным, избавлялись от этого вида городского пассажирского транспорта, заменяя его маршрутками и автобусами малого класса. Так, трамваев лишились Шахты и Астрахань, Воронеж и Архангельск, Дзержинск и Рязань, Иваново и Усть-Илимск. О последнем прецеденте рассказывал наш канал.
На состояние этого вида транспорта обратили на верху только в самом конце 2018 года, когда на правительственном часе в Совете Федерации его спикер Матвиенко посетовала тогдашнему министру транспорта РФ Евгению Дитриху о том, как во время поездки в один из областных центров она увидела в центре города громыхающее нечто, что раньше было трамваем. С тех пор ситуация начала кардинально меняться.
Также решительному сдвигу в этом вопросе поспособствовала раздача трамваев Москвой, которая кардинально обновляла свой парк в этот период сочлененными трамваями «Витязь-М» производства компании ООО «ПК Транспортные системы». Свою лепту вносят также федеральные и региональные программы обновления трамвайного парка. В прошлом году было приобретено 303 новых трамвайных вагона для 13 городов.
В текущем году обновление парка составит 447 новых трамваев (в том числе 126 трехсекционных, 40 двухсекционных и 281 вагон «соло»). Они поступят в 14 городов страны. Самые крупные партии новых трамваев придут в областной центр Челябинской области (74 вагона КТМ-628), которые выпускаются на территории области на предприятии Роскосмоса – Усть-Катавском вагонзаводе.
83 трамвая обновят парк Санкт-Петербурга. Еще 40 трамваев закупил Краснодар. Впечатляет размах Нижнего Новгорода, который создал СП с белорусским производителем BKM Holdind, оттуда поставят 79 трамваев МиНиН.
Впрочем, такой объем обновления трамвайного парка страны все равно недостаточен. С учетом износа, необходимо ежегодно до 1000 новых вагонов.
Табл.1 ТОП-25 стран мира по числу трамвайных вагонов
Страна |
Кол-во трамвайных вагонов, шт. |
Россия |
8 568 |
ФРГ |
7 032 |
США |
3 821 |
Польша |
3 630 |
Украина |
2 501 |
Чехия |
1 934 |
Франция |
1 667 |
Австрия |
1 498 |
Венгрия |
1 258 |
Бельгия |
1 235 |
Швейцария |
1 215 |
Италия |
1 159 |
Румыния |
1 089 |
Турция |
901 |
Япония |
860 |
Австралия |
840 |
Нидерланды |
833 |
Канада |
696 |
Китай |
628 |
Великобритания |
562 |
Швеция |
532 |
КНДР |
490 |
Испания |
466 |
Хорватия |
401 |
Болгария |
364 |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz