+79139857900

Почему Россия обречена быть великой троллейбусной державой

21 февраля 2023 в 16:18

Раздача троллейбусного парка Москвой в другие региональные центры, прошедшая два-три года назад, ликвидация троллейбусного движения и переход на электробусы, породило в нашей стране ложную уверенность, что дни троллейбуса сочтены. На самом деле это не имеет никакого отношения к реальности.

 Действительно, летом 2020 года столица нашей страны ликвидировала дин из видов городского пассажирского транспорта, полностью заменив его электробусами КАМАЗ. Планы столичного правительства простираются еще дальше – в конце концов заменить и дизельную технику. Это решение «убивает двух зайцев» - ликвидирует со столичных улиц и магистралей неповоротливый «рогатый» транспорт, часто мешающий быстрому пересечению кривых, поворотов и перекрестков, а во-вторых, произошло визуальное очищение улиц и проспектов столицы – убрана контактная сеть.

 electrobus_1

Однако прошло несколько лет и ни в одном российском городе не объявлено о том, что здесь на регулярной основе начинает трудиться электробус, или будет построен электробусный парк. Пока, кроме экспериментов и тестовой эксплуатации в российских городах дело не пошло.

 Впрочем, власти нескольких городов заявили, что они заменяют троллейбус обычными автобусами. В частности, об этом сообщили власти полумиллионного Оренбурга и другого областного центра Белгорода. Но это скорее единичные случаи, нежели тренд, о котором мы написали выше. 

 Тем не менее, на том же КАМАЗе, где выпускают электробусы для Москвы, понимают, что их дороговизна, высокие затраты эксплуатации, строительство инфраструктуры под электрозаправки и т.п. – это капиталоемкий процесс, который под силу только финансово мощным муниципалитетам и регионам страны. Поэтому в модельном ряду пассажирской техники появился троллейбус КАМАЗ-62825.  

 trolleybus_nefaz_62825

Современный российский или белорусский троллейбус сегодня лишен части недостатков, характерных для его предшественников, выпускавшихся еще в СССР. Во-первых, троллейбус стал маневренным. Если на маршруте случается обрыв, или прекращается подача электроэнергии в контактную сеть, троллейбус, используя энергию аккумулятора объезжает данный участок. Машины не скапливаются, загромождая проезжую часть и провоцируя образование пробок.

troll_autonomy

 Сегодня современный троллейбус часто называют «электробусом с динамической подзарядкой». Этот подвижной состав имеет возможность автономного хода без контактной сети на несколько десятков километров, что позволяет изменить конфигурацию городской троллейбусной сети, продлевая маршруты в те городские спальные микрорайоны, в которых не скоро может появиться контактная сеть. Троллейбус фактически гибкий как автобус.

 Впрочем, согласно исследованиям транспортных специалистов, троллейбус до сих пор является самым эффективным по экономическим показателям видом наземного городского общественного пассажирского транспорта. Его эксплуатация обходится экономичнее, нежели электробуса, дизельного или газомоторного автобуса.

 trolleybus_UFA

Еще один немаловажный фактор – современная контактная сеть. Сегодня в России два производителя контактной сети. Один расположен в Невинномысске, второй – в Санкт-Петербурге. Поддерживающие провода новой контактной системы выполнены не  на традиционных стальных, а на капроновых элементах. Они намного легче, прочнее и надежнее.  Такие подвески позволяют снизить и визуальную нагрузку. Позволяют увеличить скоростной режим движения троллейбуса.

Так, например, в Саратове на мосту через Волгу контактная сеть подвешена на современная дельтообразных подвесах, при которой троллейбус может двигаться в скоростном режиме до 80-90 км/час.

 

Россия сохранила троллейбусную инфрастурктуру, в отличие от трамвая мощного погрома троллейбусных сетей в городах страны не произошло. Сегодня инфраструктура троллейбуса функционирует в 85 городах 64 субъектов Российской Федерации (по данным на конец доковидного 2019 г). Россия – чемпион по этому виду городского транспорта. Немаловажно, что в ряде стран не считают троллейбус устаревшим и бесперспективным видом. Так, в трамвайной Праге «с нуля» решили возродить троллейбусное движение, которое там закрыли в 1972 году. Также строятся троллейбусные системы в Китае. А в столице Мексики построили 17-километровую линию троллейбуса на эстакаде. 

 

Возвращаясь в «родные пенаты» отметим, что в Омске решили развивать в новых микрорайона левобережья Иртыша троллейбусное движение. Напомним, что в эти спальные районы должно было придти омское метро, но Омск не попал в число городов-счастливчиков. И теперь здесь делают ставку на развитие троллейбусного движения.   

 troll_sinara

Сегодня перед российскими городами стоит острая проблема обновления парка устаревшей техники. На текущий 2023 год запланирована поставка 866 троллейбусов (в том числе 506 с увеличенным автономным ходом) в 18 российских городов. Самые большое количество получат такие мегаполисы как Челябинск – 168 троллейбусов нового производителя «рогатой» техники компании «Синара». Примечательно, что для выпуска подвижного состава они арендуют площади трубопрокатного завода.

Примерно такое же число троллейбусов получит Санкт-Петербург, партия новой техники будет состоять из вологодских «Авангардов» и белорусских троллейбусов Olgerd.

BKM2

 Масштабное обновление троллейбусного парка началось в Новосибирске. Здесь сложилась катастрофическая ситуация. Сейчас на балансе муниципального предприятия «Горэлектротранспорт» состоит 272 троллейбуса. Средний износ троллейбусного парка приближается к 100 % (98,5 %). Потребность в обновлении подвижного состава троллейбусов в связи высокой степенью износа составляет 249 единиц. В течение текущего года здесь планируют получить 128 троллейбусов уфимского завода «Горожанин», а в следующем году еще 49 троллейбусов. Таким образом за два года обновится две трети парка. А поскольку все получаемые троллейбусы имеют автономный ход, планируется продолжить ряд маршрутов в новые спальные микрорайоны «Европейский берег», «Стрижи» и др.

 

 Областной центр Пенза планирует получить 90 уфимских троллейбусов «Горожанин». 60 белорусских троллейбусов Olgerd обновят парк троллейбусной техники Краснодара, еще 45 – парк Екатеринбурга. В целом процесс шагает по стране.     

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >