Прошло много лет, чтобы, наконец, в нашей стране осознали, что экологизация транспорта является мейнстримом в большинстве стран мира. Сегодня в России произошел коренной поворот в этом вопросе.
Старая Европа еще с начала 80-ых годов прошлого века озаботилась экологией своих городов и выстрелила трамвайным ренессансом. По этому пути последовали даже страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко и др.). Не говоря уже о странах Центральной и Восточной Европы, где влиятельная Еврокомиссия финансирует программу «Транспорт и Экология». Новые члены Евросоюза не только покупают новый подвижной состав, но и развивают трамвайную инфраструктуру. Не будем упоминать соседний Китай, который по электробусам впереди планеты всей. В общем, «зеленая волна» охватила большинство стран мира.
Отрадно, что Россия в последние годы оказалась не в стороне от этого процесса. Можно перечислить только три национальные программы, которые продвигают экологическую повестку. По национальному проекту «Безопасные и качественные дороги 2.0» регионам возможно приобретение газомоторной пассажирской техники, а также троллейбусов и трамваев. Также по новой программе ВЭБ.рф, в которой участвуют 10 городов областных центров приоритет установлен для трамваев и электробусов.
Наш канал также выяснил, что на днях вышло правительственное распоряжение №1314-р от 26 мая с.г. по третьей федеральной программе «Чистый воздух». Деньги поступят в Забайкальский и Красноярский края, Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Липецкую, Омскую, Оренбургскую, Свердловскую и Челябинскую области. Наш канал уже писал о первых мероприятиях по обновлению пассажирского транспорта в 12 городах страны.
Премьер Михаил Мишустин, подписав это правительственное распоряжение, закрепил выделение из федерального бюджета в текущем году суммы 8,8 млрд руб. и 11,8 млрд руб. в следующем году для вошедших в программу «Чистый воздух» десятка российских регионов. В основном федеральные средства будут потрачены на приобретение экологически чистого транспорта, ремонт трамвайных путей и троллейбусной контактной сети, а также перевод отопления с угольного топлива.
«Такой подход к решению экологических проблем поможет повысить качество жизни в регионах, создать более комфортные и безопасные условия для здоровья людей», – отметил премьер Михаил Мишустин
И вот уже с мест начала поступать информация о том, на какие цели потрят эти «чистые деньги» местные власти. В Братске (Иркутская область) намерены приобрести 20 троллейбусов в текущем году и еще 20 троллейбусов в следующем. В Омске приобретут 20 газомоторных автобусов большого класса. В Липецке рассчитывают на покупку 60 газомоторных автобусов. В Нижнем Тагиле, крупнейшем промышленном центре Свердловской области на средства программы купят 10 трамвайных вагонов и начнут программу обновления трамвайных путей. Можно и далее продолжать перечислять эти мероприятия.
Но вот на что хотелось бы обратить внимание. По прежнему, помощь регионам в обновлении городского пассажирского транспорта раздроблена. Нет методики единого подхода к мероприятиям. Потребность в подобных мерах гигантская, поскольку городской пассажирский транспорт практически никогда не был в приоритетных бюджетных тратах. С одной стороны, у городских властей появились «окна возможностей» попасть в ту или иную программу. Вдобавок вход в них достаточно ограничен. В программе «Чистый воздух» на сегодняшний день принимают участие всего 10 регионов. В программе ВЭБ.рф выбраны также 10 городов. В национальном проекте БКАД 2.0 тоже средства ограничены и в качестве победителей называют 10-15 регионов. И это при наличии в стране 104 городских агломераций. То есть попросту большинству городов трудно попасть в список «счастливчиков» при распределение федеральных средств на эти цели.
Потому нужна единая федеральная программа, которая бы выравнивала шансы городов из различных регионов, с различной численностью населения и т.д.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен