Крупнейший автопроизводитель Старого континента немецкий Volkswagen испытывает трудности. Правда, читая заголовки некоторых интернет-ресурсов и автомобильных СМИ создается впечатление, что немецкий автогигант бьется в предсмертных конвульсиях. Так ли это на самом деле?
Во-первых, это не первые трудности в длинной истории этого автопроизводителя. На память сразу приходит «дизельгейт», который разгорелся около 10 лет назад. Тогда концерну удалось выйти с некоторыми потерями. Еще ранее случались другие катаклизмы, например, экономический спад и кризисы, но всегда немцы преодолевали трудности и выходили из них.
Нужно отметить, что сегодня Volkswagen это глобальная структура, имеющая множество подразделений и филиалов во многих странах мира. В его состав входят несколько глобальных брендов. Анализируя цифры поражает масштаб выпуска автомобилей. Смотрите.
Табл. 1
Мировые продажи брендов Volkswagen
Марка |
Продажи за 9 мес. 2024, шт. |
Динамика, к АППГ, %% |
Volkswagen |
3 396 800 |
-2,5% |
Audi |
1 235 600 |
-10,9% |
Skoda |
671 300 |
4,5% |
SEAT/Cupra |
422 100 |
7,7% |
Коммерческие автомобили VW |
311 300 |
3,6% |
Porsche |
226 000 |
-6,9% |
Scania |
74 000 |
9,3% |
MAN |
68 900 |
-18,0% |
Navistar |
66 800 |
-2,1% |
Volkswagen Caminhões e Ônibus |
35 700 |
20,5% |
Lamborgini |
8 400 |
8,6% |
Bentley |
7 400 |
-22,6% |
Всего |
6 524 300 |
-2,8% |
Как видим, результаты в целом группы, в сравнении с прошлогодними ненамного ухудшились. Но при этом разные подразделения чувствуют себя по-разному. Самый высокий прирост достиг бразильский филиал VW (+20,5%), выпускающий грузовую и пассажирскую технику. Да-да, в Бразилии выпускают тягачи и тяжелые грузовики немецкой марки. Достойный результат у шведского бренда Scania. А в легковом сегменте результаты скромнее. В «плюсе» только SEAT, Skoda, Lamborgini, а также подразделение выпускающее коммерческие автомобили VW.
В «минусе» производители премиальных и люксовых автомобилей Bentley и Porsche, а также Audi и собственно сам VW. Как видим, компании, оказавшиеся в минусовой зоне и задали общий тренд, опустив всю группу.
Но объемы продаж это половина дела, как известно, капиталистическое производство это, прежде всего, прибыль. Именно за нее радеет топ-менеджмент компании и за нее они несут ответственность перед акционерами.
И вот здесь открывается интересная картина в части распределения заработанной прибыли различными подразделениями. В целом, по итогам третьего квартала 2024 года концерн остается в зоне прибыльности.
Табл. 2
Операционная прибыль, заработанная за третий квартал 2024 года
Подразделение |
Операционная прибыль, млн евро |
Рентабельность, %% |
Volkswagen |
375 |
1,8% |
Skoda |
550 |
8,1% |
SEAT |
9 |
0,3% |
Коммерческие автомобили VW |
-34 |
-1,1% |
Audi (включая Lamborgini, Ducati, Bentley) |
106 |
0,7% |
Porsche |
867 |
10,6% |
Cariad |
-876 |
- |
Итого с другими подразделениями |
2 855 |
3,6% |
Как видим, в третьем квартале самым прибыльным подразделением оказался Porsche – по объемам в 867 млн и рентабельности бизнеса 10,6%. На втором месте чешская Škoda Auto. Операционная прибыль Škoda составила 550 млн евро, в свою очередь, у бренда Volkswagen — 375 млн. У подразделения Audi (включающее бренды Bentley, Lamborghini и Ducati) - 106 млн евро. Убыточным оказалось подразделение Cariad, где трудятся порядка 6000 специалистов, разрабатывающих программное обеспечение.
Поскольку показатели прибыли и рентабельности ухудшились для всего концерна, то топ-менеджмент немецкого концерна включает режим экономии. Так, главный кадровик концерна Арне Майсвинкль утверждает:
«Чтобы сохранить конкурентоспособность, нам срочно нужно сократить расходы на рабочую силу. Это требует, чтобы работники внесли свой вклад».
Причины, по которым у немецкого автопроизводителя появились трудности хорошо известны. Как рассказал председатель правления Volkswagen AG Оливер Блюм немецкому изданию Bild am Sonntag:
«Ослабший рыночный спрос в Европе и снижение в Китае показали наши структурные проблемы, - отметил топ-менеджер. - В Германии слишком высоки затраты, они иногда в два раза выше, чем на других европейских площадках. Наши расходы в Германии должны резко снизится».
Вместе с тем председатель правления отметил, что новые продукты VW хорошо приняты, о чем свидетельствует рост заказов в третьем квартале. Также порядка 900 млн евро выделено в качестве финансирования реструктуризации, в том числе для выходного пособия сотрудникам, которые будут вынуждены уйти. Как пройдет этот сложный период немецкий концерн, все будет происходить на наших глазах.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz