+79139857900

Пойти по пути иранского автопрома, или как стать страной победившей локализации

28 июня 2024 в 06:55

Это фантастика. Страна, имеющая население в 80 млн человек в год выпускает более миллиона легковых автомобилей. Но при этом, она, как и Россия, испытала мощнейшее санкционное давление. Но все-таки здесь есть чему поучиться.

Начнем с того, что условия, в которых функционирует иранский автопром очень схожи с его российским коллегой. Скорее, росавтопром функционирует сегодня даже в несколько более жестких.

Начнем с неоправдавшихся прогнозов и не раскрытом потенциале. Если маркетологи и эксперты отрасли прогнозировали, что к 2020 году российский авторынок станет крупнейшим в Европе с объемами продаж в 3,5-4 млн автомобилей, то такой же бурный рост и продажи в 2 млн автомобилей в 2020 году эти же самые маркетологи прогнозировали и для иранского рынка. Они считали, что это будет самый большой по объемам ближневосточный автомобильный кластер.

Но, как и в случае с РФ, здесь в отраслевые дела вмешалась политика. Президент Трамп невзлюбил это ближневосточное государство и во время своего срока разорвал «ядерную сделку», наложив санкции. «Персидская сказка» закончилась, и все западные автопроизводители ретировались оттуда. Дональд Трамп пригрозил им – не уйдете из Ирана, перекрою доступ на американский рынок. Терять самый денежный рынок в мире никто не захотел. На чаше весов, на которых взвешивали два разновеликих рынка, выиграл северо-американский.

Но вернемся немного назад. После того как эта самая пресловутая «ядерная сделка» была объявлена, а произошло это в самом начале прошлого десятилетия, в Иран устремились западные автомобильные концерны, которые в партнерстве с местными компаниями начали вкладывать инвестиции в иранский автопром. Здесь уместно сравнивать с тем периодом, когда мы стремились в глобальный мир, потому были объявлены инвестиционные режимы «промсборка-1» и «промсборка-2», датируемые первым и вторым десятилетиями XXI века.

Но отметим, что в это время иранское правительство ставит, в отличие от российского, более жесткие условия. А все потому, что Иран уже побывал под санкциями ранее. Сейчас зарубежные инвестиции принимались только в совместные предприятия с иранским партнером, требовалась разработка новых моделей через создание НТЦ (R&D-центры), двигатели не ниже Евро-4 и т.п. А чтобы эти вложения отбивались, то для облегчения деятельности зарубежным автопроизводителям был предъявлен бонус – таможенные пошлины для ввоза новых автомобилей в Иран были подняты с 40% до 70%.

Но вскоре «санкционная оттепель» завершилась. Президент Трамп в 2018 году выходит из «ядерной сделки». А все зарубежные автомобильные компании, которые надеялись на отдачу от вложенных инвестиций в этот период, вынуждены были свернуть деятельность и уйти из страны. Практически повторилась ситуация как у нас весной/летом 2022 года. Интересен вопрос: какое же наследство осталось в Иране, чем живет автопром этой страны и что покупают трудящиеся, как сказался уход и остановились ли конвейеры.

иран_дена

К 2018 году конвейеры на иранских автозаводах разогнались, и страна выдала 1,6 млн автомобилей. А после введенных санкционных мер и ухода западных инвесторов включилось резкое торможение, и уже в 2021 году объем выпуска снизился в два раза до 894 тыс. автомобилей. Только и остается проводить параллели с российским авторынком образца 2022-го.

Иранские специи

Сегодня Иран производит один миллион автомобилей в год (точнее, в прошлом году 1,13 млн штук). При этом очень низка доля импорта (высокие пошлины сохранили). Так, за весь прошлый год в Иран было ввезено всего несколько десятков тыс. новых легковых машин.

То есть доля импорта невелика, а практически вся прибавочная стоимость, созданная местным автопромом остается в стране. Но все-таки зарубежные комплектующие в иранских машинах есть, но не так много. В этой связи картина российского авторынка очень сильно контрастирует с иранским: из России, как известно, огромные суммы утекают за Амур.

Сравните, с начала текущего года импорт новых легковых автомобилей в Иран составил 12 074 шт., а их общая стоимость составила $88 млн.

Табл. 1

Структура продаж легковых автомобилей в Иране в 2023 году

 

Стат_ИРАН

Если анализировать иранский легковой автопром, то наличие двух крупных автопроизводителей, это, скорее, очень хороший знак, поскольку не оставляет потребителя без альтернативы. Напомним, что в этой южной стране два крупных автопроизводителя Iran Khodro (IKCO) и Saipa. Есть несколько более мелких.

Представленная таблица очень показательно характеризует номенклатуру иранского автопрома. Отметим, что верхнеценовых автомобилей старших классов здесь не выпускают. Впрочем, столичные мажоры в Тегеране имеют возможность привезти автомобили премиальных классов из Европы. А вот что производят для местных простых тружеников?

иран_saipa tiba

 

Что такое бюджетник Saipa Tiba уже много лет являющийся бестселлером рынка. Не удивляйтесь, если мы начнем проводить параллели с Lada Granta, ведущей родословную с первых переднеприводных «лада» образца середины 80-ых годов, построенных на платформе Gamma. Тут еще поболее заковыристей. Кто сегодня помнит корейский автомобиль KIA Pride, увидевшего свет в далеком 1987 году? Который в свою очередь был лицензионной копией Mazda 121. Так вот этот корейский автомобиль, только под шильдиком Saipa, выпускали до весны 2019 года (Saipa 111).

иран_Saipa Quick

Но и это не все, поскольку на шасси корейца примерили и нынешний самый популярный Saipa Tiba и прошедший омологацию седанчик Saipa Saina, и самой поздним наследником стал псевдокроссовер Saipa Quik – четвертый по объемам продаж иранский автомобиль. А самое «свежее» изделие на платформе KIA Pride было представлено в 2022 году. Это 4-метровый кросс- хэтчбек Saipa Atlas. С этой линией иранского автопрома все ясно.

иран_saipa_atlas

Впрочем, Saipa для своего морально немолодого «прайда» решила провести ремоторизацию. Недавно был представлен двигатель M16K. Он укладывается в нормы Euro-6, 4 цилиндра 16 клапанов, мощность 120 л.с., крутящий момент 158 Нм.

Изначально на них устанавливали 87-сильный бензиновый мотор. 

иран_saipa_Shahin

Но, многие вспомнят, что летом 2022 года на Московскую международную выставку Интеравто, проводимую вместо Московского автосалона, иранцы привезли «убийцу Lada Vesta» более современный автомобиль Saipa Shahin. История его создания такая же загогулистая. Автомобиль построен якобы на своей отечественной платформе SP100. На этой тележке построен и первый иранский кроссовер Saipa Aria.

Как и АвтоВАЗ, в период ядерной оттепели Saipa построила свой НТЦ, который назвали Airic. Иранцы пригласили специалистов из Китая и разработали совместно с ними платформу SP100. По сути это растянутое шасси от Toyota Yaris из середины 00-ых годов.

IRAN Khodro – это звучит гордо

Этот иранский «автогигант» также засветился на вышеуказанной московской выставке. Но привез более-менее современную модель с заставляющим улыбнуться названием Tara. Это перелицованный автомобиль Peugeot 301/Citroen C-Elysee образца 2012 года. Иранцы изменили переднюю часть кузова и корму. Поэтому Tara выглядит даже несколько солиднее и дороже французского бюджетного исходника. Мотор подходит для автомобиля длиной 4,5 метра – атмосферник 1.6 л (113 л.с.). Тогда также Khodro Tara именовали конкурентом Vesta. Но по прошествии двух лет ничего для этой конкуренции не сделано.

Иран_Tara1

Пример этого бюджетника показывает прогресс в области моторостроения Ирана. С недавних пор этот седан Tara начал оснащаться новым 3-цилиндровым бензиновым турбомотором IK3LB объемом 1,2 л, а мощностной диапазон достигает 147-160 л.с., крутящий момент 250-286 Нм. Данный двигатель агрегатируется с 6-ступенчатой механикой или АКП. Механическая коробка передач собственная, а вот автомат имеет китайское происхождение, который в свою очередь ведет родословную от Aisin AW для автомобилей Peugeot и Citroen, локализованных в КНР.

иран_tara2

Но вот что интересно. Иранский автопром – это не застывшее образование. Происходит обновление модельных рядов. Peugeot 405 в Иране выпускают с 1992 года и носит имя Pars. И этот древний автомобиль все-таки решили снять с производства, потому что в исламской республике ужесточили сертификационные требования. Вдобавок, не только моральное устаревание модели стало главной причиной, но и физический износ штамповой оснастки. Напомним, что Peugeot 405 во Франции выпускали с 1987 года по 1997 год. Первоначально Pars хотели снять в апреле, о чем было объявлено заранее, но неожиданно спрос на старичка резко вырос, поэтому решили оставить ему несколько месяцев конвейерной жизни.

Иран_Pars Peugeot 405

В нашем материале невозможно рассказать обо всех переменах и особенностях развития иранского автопрома. В принципе много общего с российским автопромом. Но все же персы немного впереди, у них есть свои локализованные двигатели, коробки передач как механические, так и автоматические. Нашему автопрому предстоит еще длинный путь по аналогичному вектору развития.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

SAIC проехал в Европу на MG

Почему китайская автомобильная экспансия на европейский рынок имеет несколько...

6 сен 2024 в 16:40

Подробнее >
Photo

Какая модель Citroen встанет на конвейер в Калуге

Модели-претенденты бренда Citroen для конвейера калужского завода  

4 сен 2024 в 08:48

Подробнее >
Photo

Как АвтоВАЗ сбрасывает путы, мешающие его движению вперед

Что проходит АвтоВАЗ на пути тотальной локализации

1 сен 2024 в 09:11

Подробнее >