+79139857900

Последний шанс «Волги», или от триумфа в Брюсселе до китайского клона

12 июня 2023 в 12:21

Все автомобильные СМИ Российской Федерации облетело заявление вице-премьера и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) примерно через год, летом 2024 года, может начать производство автомобилей под брендом «Волга».

Это не первое заявление министра такого рода. В 2022 году он также заявлял о том, что имеются планы возродить легендарные советские автомобильные бренды – «Победа» и «Волга».

Сегодняшнее заявление Дениса Мантурова не пролило сколь-нибудь важных деталей данного возрождения. Он заявил о поиске технологического партнера и о сроках на постановку машины на конвейер ГАЗа.

«Коллеги говорят, что освоение новой модели занимает где-то восемь-девять месяцев. Но берем еще дополнительный какой-то резервный период времени — в ближайшее время планируется определиться с партнером. Берите год, скажем. К следующему лету, я думаю»,— сказал господин Мантуров.

Волга_21_1

Пять лет назад также были попытки возродить легендарный отечественный бренд. Они исходили от председателя совета директоров и совладельца холдинга «Русские машины» Зигфрида Вольфа. Правда, господин Вольф считал, что «Волга» может быть не легковым автомобилем, а небольшими коммерческими фургонами, то есть уйти в класс LCV на его нижнюю ступень. То есть такого автомобиля, который бы оказался компактнее привычного «Соболя» и играл бы в одном классе с фургоном Volkswagen Caddy. Этакий городской «каблучок».

Конечно, сейчас можно только предположить, что герр Вольф, скорее всего, увидел незаполненную нишу на российском автомобильном рынке. Напомним, что примерно в этот же период времени французский PSA начал реализовывать проекты по локализации своих «каблучков» марок Peugeot и Citroen на калужской площадке (завод ПСМА).

Результат по появлению легендарной «Волги» по прошествии пяти лет хорошо известен. Поэтому вопрос с возрождением оказался закрыт. И вот мы снова видим попытку, теперь уже о которой рассказал профильный министр.

волга_ГАЗ_21_конвейе

Напомним, что производство автомобилей Волга в городе Горьком (так ранее назывался Нижний Новгород) началось в 1956 году с модели ГАЗ-21 и продолжалось до 2009 года, когда с конвейера сошел последний седан ГАЗ-31105.

волга_победа

«Волга» ГАЗ-21 сменила знаменитую «Победу». За 12 лет конвейерной жизни «Волга» стала культовым автомобилем. Он экспортировался во все социалистические страны, о нем даже снималось кино («Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова), или он был главным действующим лицом как в «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой. Сразу после своего появления стал неким символом страны.  Достаточно вспомнить триумф на всемирной выставке ЭКСПО в Брюсселе в 1958 году. «Волга» наряду с первым спутником Земли, самолетом Ту-114, являла символ технологического прорыва страны Советов.

волга_3111

Как известно, название автомобиля «Волга» с прекращением выпуска ГАЗ-21 не исчезло. Следом в 1970 году на конвейер ГАЗа встает «новая Волга» - ГАЗ-24, затем ГАЗ-3102 и так до первого десятилетия XXI века. И если в СССР «Волга» была чиновничьей машиной, а также главным таксомотором страны, то уже в новой России хорошо известен случай, как политик Борис Немцов пытался дать «второе дыхание» и выдал интересное заявление о том, чтобы пересадить чиновников, внезапно полюбивших иномарки, на нижегородскую «Волгу». Произошло это в 1997 году, Немцов тогда служил в правительстве в ранге вице-премьера. Правда, реакция на это предложение была от веселого злорадства до раздраженного непонимания. Президент АО ГАЗ Николай Пугин говорил тогда, что такая «пересадка» принесет ГАЗу скорее головную боль, чем прибыль. Несмотря на подписанное распоряжение президента РФ Бориса Ельцина, в котором запрещалось покупать на бюджетные деньги иномарки, акция провалилась. 

ВОЛГА_SIBER1

Уже в XXI веке в связи с новым курсом российского автопрома была осуществлена попытка возродить «Волгу» на новой технической основе. Появился Volga Siber, то есть лицензионный переднеприводный седан Chrysler Sebring с измененным оформлением кузова. С 2008 по 2010 год в Нижнем Новгороде собрали 8952 «Волги-Сайбера», после чего проект был закрыт как убыточный, а марка Волга больше не использовалась на автомобилях.

волга_siber_конвейер2

Но вот что интересно, на ГАЗе проект Volga Siber провальным не считают. ГАЗ получили опыт сборки современных легковых автомобилей. И то, что без Сайбера вряд ли сложилось бы многолетнее  партнерство с немецким Фольксвагеном... Volga Siber собирали в корпусе 1946 года постройки, где начинали собирать легендарную «Победу».

В 2011 году немецкий Volkswagen и ГАЗ подписали партнерское соглашение до 2019 (затем оно было продлено до 2025 г) о контрактной сборке автомобилей VW и Skoda. Старый цех превратили в современный сборочный комплекс, где разместили сварочный, окрасочный и сборочный цеха. В первоначальную реконструкцию вложили $100 млн. Затем сумма инвестиций только увеличивалась и по оценкам в результате составила $400 млн. 

волга_skoda

В кулуарах Евразийского конгресса, состоявшегося 8 июня, Денис Мантуров отметил, что производство возрожденной «Волга» будет организовано на площадках, освобожденных иностранными автопроизводителями, покинувшими РФ.

«Те мощности, которые были созданы зарубежными партнерами из Западной Европы, которые сегодня покинули эти производства, они будут адаптированы и модернизированы под выпуск тех легковых автомобилей, которые коллеги из ГАЗа будут заинтересованы выпускать», - заявил министр промышленности и торговли РФ.

волга_Октавия

Когда немецкий Volkswagen подписывал соглашение о партнерстве с ГАЗом, немцы планировали продавать в РФ к середине прошлого десятилетия до полумиллиона своих машин, из которых две трети производились бы на месте, в России. Для этого и развивали мощности для локального производства в 335 тысяч автомобилей каждый год (из них 225 тысяч - в Калуге), остальное – в Нижнем Новгороде. Напомним, что в самый благоприятный для российского авторынка 2012 год здесь было продано 315 тысяч автомобилей VW Group.

Мы не зря вспомнили и проект Volga Siber, и партнерство с немецким Volkswagen, опыт взаимодействия с зарубежными автопроизводителями у ГАЗ огромный.  Поэтому договориться о новом партнерстве не составит большого труда. С высочайшей долей вероятности это будет автопроизводитель из Поднебесной. Причем нужно учитывать тот факт, что Группа ГАЗ находится под санкциями. То есть либо будут задействованы какие-то схемы, либо партнер не будет бояться вторичных санкций.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >