+79139857900

Придет ли китайский вал в Россию?

6 апреля 2020 в 12:53

В современную историю автомобильной России 2019 год войдет невероятным увеличением продаж двух китайских марок. Давненько на нашем авторынке не было трехзначных показателей прироста. Напомним, что за год количество проданных автомобилей Haval  выросло на 282%, то есть практически вчетверо, а автомобилей Geely на 186%, практически втрое.

Наш канал не припоминает такой феноменальный рост за прошедшие хотя бы пять лет. Тем не менее факт остается фактом. Но складывается ощущение , что прямо-таки вал китайских иномарок захлестывает наш авторынок. Но бывая в разных городах страны, глядя на автомобильный поток, глаз достаточно редко выхватывает то Geely Atlas, то редко мелькнет Haval F7. Вала в реалиях нет, а получается игра цифр. И вот с этим феноменом попытаемся разобраться.

Получается, что достижения на российском рынке китайские автопроизводителей все же скромны. Да, впечатляющая высокая динамика, но в абсолютных размерах пока достижения выглядят весьма скромными. На всю огромную страну всего 12 284 автомобиля Haval или 9 662 автомобиля Geely. Это маловато на фоне 216 тысяч новых Kia или 175 тысяч новых Hyundai.

Вот поэтому так редко они встречаются в автомобильном потоке в городе. По данным Аналитического агентства «Автостат», китайские бренды имеют в нашей стране 2,3% от всех продаж новых легковых моделей и кроссоверов. То есть из 50 выехавших за ворота автосалона лишь один китаец. Даже в предкризисном 2013-м эта цифра была большей – тогда она составляла 3,8%. Да и при всей нынешней шумихе суммарная доля китайских марок за последний год увеличилась лишь на каких-то две десятых – в 2018-м она составляла 2,1%.

Итак, вот мы раскрыли первый феномен китайского вала. На самом деле это не океанский вал, а лишь слабая волна легкого бриза. Если позволите такое сравнение.

Долгая дорога в дюнах

Несомненно, успехом динамичного развития китайских марок в столь сложный период является локализация выпуска моделей на территории РФ. Все уже знают о том, что под Тулой летом прошлого года автомобили Haval начал серийно выпускать автосборочный завод «Хавейл Мотор Мануфакчуринг Рус». Об этом наш канал рассказывал неоднократно. В соседней Республике Беларусь также работает предприятие СП «Белджи», которое серийно выпускает автомобили Geely. В Калининграде производятся автомобили марки Chery.

Но к этому китайские автопроизводитли шли неизведанным путем, набивая себе шишки и нарабатывая бесценный опыт.  Напомним, что марка Haval  это суббренд китайского автопроизводителя Great Wall (Великая стена). И вот несколько факто ее экспансии на российский авторынок.

Компания Great Wall одной из первых пыталась наладить производство своих машин на калининградском «Автоторе». Было это в 2005 году. Затем, в 2006 году, некоторые модели эта компания начала выпускать на сборочном предприятии близ подмосковного поселка Гжель. Также она получила опыт производства автомобилей в цитадели китайских брендов на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии. Но этим списком не ограничилась. Позже было налажено производство на предприятии «Ирито» под Липецком, и еще на мощностях компании «Ставрополь Авто». Но все эти проекты по тем или иным причинам были свернуты.

haval_lplant1

Перед самым кризисом 2009 года Great Wall Motor заключила с властями Татарстана соглашение о создании совместного предприятия «Великая Стена Алабуга Авто», где планировался запуск производственных мощностей в Елабуге. Китайцы планировали инвестировать порядка 100 млн долларов. Но вскоре грянул кризис и проект был заморожен, а затем и вовсе закрыт.

И лишь только в 2015 Great Wall принимает решение о строительств собственного завода в Тульской области. Впрочем, несмотря на масштабы нового тульского предприятия (производственная мощность 80 тыс. авто в год, с перспективой увеличения до 150 тысяч), оно работает не на полную мощность. В прошлом году с его конвейера сошло всего 6 084 автомобиля Haval. Так что с выходом на полную мощность придется повременить.

Факторы для китайского цунами

Примечательно, что этот бренд выбрал стратегию освоения российского автомобильного рынка в самой перспективной нише. На рынке Поднебесной Haval известен и является лидером по выпуску кроссоверов, внедорожников и пикапов. Поэтому и ассортимент выпускаемых автомобилей, которые китайский автопроизводитель серийно выпускает в Тульской области состоит пока из трех моделей. Это рамный внедорожник H9, среднеразмерный кроссовер F7 и запущенные в производство осенью кросс-купе F7х. Тут китайцы идут проверенным до них корейцами путем. Который формулируется так: «За эти же деньги больше автомобиля». При этом ценник кроссовера Haval F7 (в пределах 1,5–1,9 млн руб.) в среднем на 10–20% ниже, чем у конкурентов. А конкуренты у него именитые. Они находятся в популярном классе SUV C. Это  среднеразмерные кроссоверы с именем. Такие как Toyota RAV4, Nissan Х-Trail, Volkswagen Tiguan, KIA Sportage. И Haval идет на уступки покупателю. У него уже в базовой комплектации есть климат-контроль, подогрев руля и лобового стекла, бесключевой доступ и ряд других функций, которые у других брендов предлагаются за дополнительную плату.

В любом случае китайским автомобилям нужно проделать большой путь, прежде чем они смогут завоевать доверие клиентов на российском рынке. Даже при успешном развитии продаж отдельных марок китайских машин требуется время, чтобы убедиться, насколько такие транспортные средства надежны, долговечны и доступны с точки зрения технического обслуживания, и вдобавок, чтобы остаточная цена была на уровне. Сколько времени займет процесс завоевания такого доверия? Три-пять-семь-десять лет? По аналогии корейским маркам потребовалось 10 лет.

хавал_автосалон6  

Наибольшего успеха смогут добиться те компании, которые подобно Haval решат развивать собственное производство. Вот и вторая по успешности в России марка Geely демонстрирует прирост продаж во многом благодаря именно тому, что стала инвестировать в собственные мощности. Но им следует учесть, что у нас есть мощное антикитайское лобби. Ведь не зря до сих пор Haval не имеет с российской стороной специнвестконтракта, а значит для него закрыты меры государственной помощи, в том числе компенсация утилизационного сбора.

Прошлый кризис 2009 года стал для китайского автопроизводителя серьезным испытанием, но амбициозный китайский автопроизводитель продолжал свою борьбу на российском рынке. Сегодня его позиции крепче, а кризис не вечен. Посмотрим, насколько окрепшим он выйдет из него.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >