+79139857900

Прощай, автобус из Львова

13 апреля 2021 в 11:43

65 лет назад был собран первый автобус ЛАЗ-695. Он сильно отличался от тех экземпляров, которые заем выпускал Львовский автобусный.

 Тут следует представить небольшую историческую справку. Дело в том, что между мировыми войнами территория Западной Украины, как и Западной Белоруссии входила в состав польского государства Речи Посполитой-II, и называлась «Восточными Кресами». Польша не стремилась индустриализировать эту территорию, заселяла восточные окраины своими колонистами (осадниками), которые получали от государства обширные земельные угодья и подъемные. А вот после установления здесь советской власти необходимо было приступить к индустриализации областей, которые были в основном сельскохозяйственными. Поэтому одним из таких прорывных отраслей стало машиностроение. 

LAZ_first

А Львовский автобусный завод стал одним из крупнейших промышленных предприятий Западной Украины. Позднее во Львове был открыт Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения, но это будет позже.

 А тогда первый львовский автобус отличался достаточно передовой конструкцией и  техническими решениями для того времени. Впервые в советском автобусостроении появился кузов с несущим основанием вместо традиционной рамы. И это 65 лет назад!!!

 Первенец ЛАЗ-695 представлял собой городскую машину как бы мы сегодня сказали средней вместимости. Для посадки пассажиров служила задняя двухстворчатая дверь, створки которой складывались при открывании. В свою очередь для высадки предназначалась передняя, одностворчатая дверь.

LAZ_695  

Затем, ближе к концу года появилась пригородная модификация автобуса. И что интересно, именно на этой модели в кормовой части кузова был установлен верхний воздухозаборник. А на передней маске появилась эмблема в виде стилизованной буквы «Л». Многие помнят, что сзади также была надпись «Львiв». Впрочем, на автобусе образца 1957 года она была спереди, затем перекочевала назад.

 В салоне устанавливали 32 сидения, автобус был рассчитан на перевозку 55 пассажиров. Первоначально устанавливали двигатель ЗИЛ-124, развивающий мощность 109 л.с.

В ходе первых лет эксплуатации выяснилось, что кузов имеет недостаточную жесткость.

Поэтому в марте 1958 года появилась опытная машина ЛАЗ-695Б, которую отличал усиленный кузов. В задней части на крыше установили верхний воздухозаборник. Кроме того, у него были улучшены тормоза.

LAZ 695_cosmos

Именно этот автобус стал вехой в истории. 60 лет назад на таком специально переоборудованном автобусе к старту космического корабля «Восход» отправился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Кадры кинохроники сохранили и показывают это историческое событие.

Всего в 1958-1964 гг. было изготовлено 16 718 автобусов ЛАЗ-695Б. Далее уже пошли другие, более совершенные версии семейства ЛАЗ-695.

Модельная гамма автобусов ЛАЗ в 60-70-ые годы состояла из среднего городского автобуса и автобусов туристического класса ЛАЗ-699.

 laz_turist

Пик производства пришелся на годы СССР, когда в 1988 году ЛАЗ выпустил 14 646 автобусов.

В этот период предприятие начало осуществлять переход на выпуск дизельных автобусов, в моторном отсеке львовских автобусов «прописался» двигатель КАМАЗ, вместо прожорливого и устаревшего бензинового ЗИЛ-375. Модельный ряд ЛАЗ-4202 был представлен как средний городской и пригородный автобус.

 LAZ_4202

В последние годы Львовский автобусный практически потерял рынок России и других стран СНГ. Последний крупный заказ был связан с пополнением парка четырех городов Украины, которые принимали европейский чемпионат по футболу EURO-2012. Казалось, что завод оживет и продолжит выпуск современных моделей автобусов и троллейбусов. Но, к сожалению, ситуация оказалась фатальной. ЛАЗ еще пытался принимать участие в конкурсах, так, в 2013 году завод предпринял безуспешную попытку получить контракт на поставку автобусов для сочинской зимней Олимпиады.

  В конце 2018 года территория завода ЛАЗ перешла городскому совету, после чего была назначена инвентаризация имущества предприятия. Как сообщает украинская пресса, на очередной сессии Львовского городского совета принято решение демонтировать корпуса Львовского автобусного завода. Площадка автобусного завода будет передана для создания IT-парка.

Так закончился жизненный путь одного из крупнейших автобусостроительных предприятий бывшего СССР. Прощай, ЛАЗ.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >