+79139857900

Прощай, чехословацкая Tatra и снова, здравствуй!

5 января 2022 в 11:48

В кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» ключевая сцена фильма произошла в салоне трамвая. Вспомните, при подготовке к экзамену главного героя фильма студента Шурика, в исполнении Александра Демьяненко, в чехословацком трамвае Tatra происходит неожиданная «встреча» с конспектом студентки Лидочки, и Шурик буквально в нем «залипает». Вот так чехословацкий вагон уже более полувека появляется на телеэкранах и напоминает об интересной странице истории нашей столицы.

татра_фильм

Напомним, что под чехословацким брендом Tatra в нашу страну поставлялись не только самосвалы, легковые представительские автомобили, но больше всего было поставлено трамваев. Для СССР этот чехословацкий трамвай был несколько адаптирован и назывался Tatra T3SU, в том числе и из-за ширины колеи, которая как известно, у нас составляет 1524 мм, в отличие от более узкой европейской (1435 мм).    

татра_много_мск

Наш канал вспомнил этот трамвай в связи с другим событием, не менее, а может, даже более эпохальным. Дело в том, что с конца ноября прошлого года в Москве вы больше не встретите на улице трамваев марки Tatra. Их выпуск из депо на маршруты регулярных перевозок столицы прекращен. Представляете, до последнего времени в парке московского трамвая насчитывалось более 770 этих трамваев. Их заменили более современные модели сочлененных трамваев «Витязь-М».

Тут следует остановиться на вопросе, а почему трамваи чехословацкого производства оказались такими живучими, в отличие от венгерских автобусов Икарус, которые практически ушли в историю в большинстве российских городов?

татра_тележки

А потому, что, во-первых, главным элементом является неубиваемая трамвайная тележка. Именно она обеспечивала живучесть. Не будем углубляться в другие технические особенности. Но дополнительно отметим, что чехословацкие трамваи, как и поставляемые в нашу страну венгерские автобусы марки «Икарус» имели недостаток – зимой в них было холодно.

Но и с этим недостатком справились, установив дополнительные обогреватели. Практически весь парк этих трамваев был модернизирован в Москве. А если вы до пандемии успели побывать в столице Чехии в качестве туриста, то наверняка, увидели и модернизацию по-пражски. Московские трамваи TatraT3SU стали обозначать индексами МТТЧ, МТТА, МТТД и т.д.

татра_мск

Итак, выпуск чехословацких трамваев на маршруты Москвы прекратили, а куда их подевали, разрезали на металлолом? Нет и еще раз нет. Неубиваемый трамвай должен жить и возить пассажиров!!!

Московские «татры» раздали другим городам Российской Федерации. И тут надо рассказать об одной особенности. Дело в том, что у работников транспортной отрасли, занятых в пассажирских перевозках есть такой термин – «татрогород». А все потому, что не всем городам в нашей стране, которая 30 лет назад называлась РСФСР были положены чехословацкие вагоны. Одна часть городов, где на перевозках пассажиров работал трамвай, получала отечественные вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода (КТМ-5). А вот другие города по разнарядке получали Tatra T3SU. В списке таких городов России - Москва, Екатеринбург (Свердловск), Самара (Куйбышев), Волгоград, Барнаул, Ижевск, Курск, Орел и ряд других.

Так вот именно эти «татрогорода» сегодня и получили из Москвы трамваи Tatra, в очень неплохом состоянии. Больше всех досталось Волгограду и Саратову. Город-герой на Волге начал получать московские Татры аккурат перед проведением матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. При этом часть столичных трамваев работает на двух маршрутах волгоградского метротрама.

татра_волгоград

Саратов, в свою очередь, получил «москвичей» в 2021 году в количестве 78 единиц. В списке городов-счастливчиков, кто будет продолжать эксплуатировать экс-московские вагоны – Курск (60 ед.), Барнаул (40 ед.), Нижний Новгород (34 ед.), Таганрог (25 ед.).  Вот такое продолжение истории неубиваемых трамвайных вагонов Tatra.

Но, в тоже самое время, в стране остались два города-миллионника – Самара и Екатеринбург, парк которых состоит практически исключительно из чехословацких вагонов. Им пока не повезло с московской раздачей. Так что городским администрациям придется идти другим путем: либо вписываться в федеральную программу по национальному проекту Безопасные и качественные дороги (БКАД 2.0). Либо требовать от региональных властей обновления трамвайного хозяйства за счет средств области или инфраструктурных бюджетных кредитов.   

А вот интересен подход такого города как Ижевск. Поскольку основа чехословацкого трамвая неубиваемая, то просто надо поменять маску, обновить салон и электрооборудоание и практически новый трамвай готов. Так поступают в Ижевске, столице Удмуртии. Так поступают в столице Алтайского края - Барнауле.  Получается совсем неплохо.

татра_КВР_Барнаул    

Так что век чехословацкого трамвая в нашей стране еще не закончился. А вот век чехословацкого троллейбуса Skoda у нас завершился в Крыму. Наш канал рассказывал, почему это произошло. Виной стал природный катаклизм.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >