+79139857900

«Провал» АвтоВАЗа или сложное будущее российского автомобиля?

16 декабря 2020 в 13:57

На днях исполнилось 5 лет с начала производства отечественной модели Lada Xray. А 14 февраля 2021 года будет отмечаться пятилетний юбилей со дня старта продаж. Срок для авторынка достаточно большой, чтобы стало возможным проанализировать все «плюсы» и «минусы» этого автомобиля, а также правильность расчетов и выбора рыночного позиционирования.

 Напомним, что в основе данной модели АвтоВАЗа лежит архитектура кузова и шасси франко-японского альянса Renault-Nissan. А если быть более точным, то тележка Renault Sandero, адаптированная специалистами АвтоВАЗа под российские условия эксплуатации.

В первый год к модели был здоровый интерес и она разошлась тиражом в 22 тысячи единиц.

 Почему наше внимание приковано к этой модели? Наверное, ответ прост. Со временем практически весь модельный ряд отечественного автогиганта на Волге перейдет на платформу Альянса. Наш канал неоднократно рассказывал об этом.

avtovaz-million-bo-3

А это значит, что на примере модели Lada Xray, которая будучи «пионером» такого подхода выявляет как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса.

 Напомним, что отечественная модель Lada Xray немного подросла в размерах и имеет габариты немного большие, нежели ее соплатформенник Renaulr Sandero. Длина составляет 4165 мм, ширина – 1764 мм, высота – 1570 мм. База – 2592, а клиренс – 195 мм.

 lada_XRAY33

Автомобиль собирается из 1800 деталей, у него примерно 250 поставщиков. Уровень локализации в начале производства составлял 50%, затем несколько вырос.

Большая часть автокомпонентов для хэтчбека производится в России компаниями мирового уровня, локализовавшими производство комплектующих у нас в стране. Это французские Valeo (радиатор и отопитель) и Faurecia (передние сиденья), немецкие Bosch (гидроагрегат ABS), Eberspacher (выхлопная система), Сontinental (система омывателей, шины) и Brose (электростеклоподъемники), японские Takata (рулевое колесо с ММS и подогревом, подушки безопасности пассажира, модуль подушки безопасности водителя), Mitsuba (омыватели) и AGС (боковые и задние стекла), турецкая Martur (задние сиденья), итальянская Pirelli (шины). В производстве нового вазовского высокого хэтчбека также участвуют компании AGAR (обогреваемое ветровое стекло), UET (уплотнители), Leoni (жгуты), Tubor (жгуты), KOITO/Avtosvet (фары), Itelma (ЭРА-ГЛОНАСС и система EMU) и другие.

 Семейство Lada Xray является одним из наиболее технически оснащенных и комфортных автомобилей отечественного автогиганта. Первой модернизацией стало внедрение отключаемой системы курсовой устойчивости: в определенных условиях это позволяет повысить проходимость. Затем состоялось внедрение отечественного мотора ВАЗ-21179 объемом 1,8 л, сначала с автоматизированной (АМТ), затем – с механической коробкой передач.

Значительный объем конструктивных изменений был внедрен с запуском Lada Xray Cross: улучшена эргономика водительского места, увеличено пространство для пассажиров второго ряда сидений. Появилась интеллектуальная система контроля тяги и антипробуксовки Lada Ride Select, позволяющая уверенно двигаться в сложных дорожных условиях. Кроссовер Xray Cross стал первой Lada с бесступенчатой автоматической трансмиссией (CVT).

Весной этого года была запущена новая версия Xray Cross Instinct – первый автомобиль Lada, получивший мультимедийную систему с Яндекс.Авто. Осенью были выпущены еще две специальные версии – Xray #CLUB и Xray Cross [BLACK].

lada_XRAY22  

Несмотря на все технические изменения, к большому сожалению, сегодня рыночные позиции Lada Xray заметно ослабли. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России в ноябре текущего года впервые эта модель не вошла в ТОП-25 российского рынка. Эту «слабость» рыночных позиций модели некоторые блогеры и аналитики стали трактовать совсем уж своеобразно. По сети пошли слухи, что АвтоВАЗ может изъять из своей производственной программы «неудачную» модель.

Эти предположения основывались на недавнем примере, когда из производственной программы японского бренда Nissan был исключен седан Almera, выпускаемый на одной производственной линии В0 АвтоВАЗа, там где и Lada Largus и Lada Xray.

 lada_XRAY_nissan

Но если посмотреть на цифры, то окажется, что в 2014 году у японской модели был пик популярности – на российском рынке она разошлась тиражом в 42,9 тыс. экземпляров, а с конвейера сошло около 48 тысяч машин. Но затем интерес к седану резко снизился. Уже в следующем году было продано вдвое меньшее количество - всего 20,6 тыс. штук, в 2016 году – 14,7 тыс., а в 2018 году и вовсе чуть более 10 тыс. «альмер». Поэтому и было принято решение снять седан с производства. Напомним, что эти модели пользовались большим спросом у таксистов. Ведь кузов автомобиля Nissan Almera ведет свою родословную от японской модели Bluebird Sylfy, которая относится к следующему размерному классу С.

 Рыночные позиции приподнятого хэтчбека Lada Xray несколько лучше, нежели у снятого японского седана. Так, за период январь-октябрь в России было продано 15 579 хэтчбеков Xray и кросс-версий Xray Cross. Хотя на пике продаж в 2018 году Lada Xray нашел 34 807 покупателей.

 lada_XRAY44

Слухи часто порождают негативный ажиотаж и несут негативные последствия, поэтому пресс-центр АвтоВАЗа выступил с заявлением о том, что данную модель не планируют снимать с производства.

 «Оголять» конвейер В0 на производственной площадке АвтоВАЗа при его неполной загрузке никто не будет. Это не самое оптимальное и эффективное решение, поскольку на приподнятый хэтчбек Xray и его версию Xray Cross приходится четвертая часть объема сходящих с конвейера автомобилей.

 Пятилетний опыт производства и продаж АвтоВАЗом автомобиля Lada Xray показывает с какими трудностями могут столкнуться другие автомобили марки Lada, построенные на платформе альянса в будущем.

Но надо учесть, что Lada Xray имеет непопулярный у местных автолюбителей  кузов хэтчбек. Так исторически сложилось, что двухобъемные короткие машины не самый ходовой тип автомобиля в России.

lada_xray_vybor

Впрочем, автокомпонентная составляющая, которая обеспечивает высокие технические характеристики и надежность автомобиля имеет и обратную сторону в виде более высоких цен, относительно других отечественных моделей.

Тем не менее, Lada Xray уже вписала свою лепту в историю отечественных автомобилей Lada.   

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >