+79139857900

Россия больше не страна седанов…и не хэтчбеков

15 июня 2019 в 17:19

Отечественный автолюбитель переболел болезнью седаномании, но так и не стал похож на практичного европейца.  

Автомобильный рынок в Российской Федерации, несмотря на кризисы, очень бурно развивался в последние полтора десятка лет. И, соотвественно, изменился до неузнаваемости. Какие необратимые перемены произошли в сознании отечественного автомобилиста?

За последние 12 лет россияне перестали любить седаны. По данным АА «Автостат», свой выбор на трехобъемных машинах останавливают теперь менее трети (30%) российских автолюбителей. А ведь еще в прошлом десятилетии (2007 год) таких было почти половина (47%).

На самом деле это знаковый момент. С чьей-то «легкой» руки нашу страну кто-то из зарубежных автобоссов назвал страной седанов. Мол, русские любят такой тип кузовов, и все автопроизводители решили, что на отечественном рынке успех будет сопутствовать автомобилям только с этим типом кузова. На самом деле, постановка вопроса не верна. Россияне оказались не такими консервативными. Но штамп остался и запечатлелся.

 Наверняка, все дело в стойкой традиции. На всех этапах отечественной автомобильной истории нашим гражданам был известен преимущественно этот тип трехобъемного кузова легкового автомобиля. Да, признаемся, что были редкие исключения. В производственных программах отечественных автозаводов появлялись универсалы, был даже прорыв Ижевского завода, создавшего первый лифтбек «ИЖ-Комби». Кроме того, долгие и долгие годы автомобиль был недоступен основной массе населения, и стереотип образа идеального личного транспорта в виде седана прочно засел в сознании нескольких поколений.

 Да и зачем таить такой факт: седан целиком и полностью устраивал население нашей страны с точки зрения практичности. Среднестатистической зажиточной семье хватало и пятиместного салона, и плоского багажника без намека на трансформацию. Небольшая обитаемая часть кузова (по сравнению с универсалом или лифтбеком) быстро протапливалась зимой и вполне эффективно вентилировалась летом. Выбор силовых агрегатов в тогдашнем автопроме был невелик (а чаще всего его попросту не было), и от типа кузова никак не зависел, так что... Почему бы и не седан?

 Зарубежные автопроизводители, приходя в Россию первым делом осваивали выпуск автомобилей в кузове седан. Вспомните, VW Polo sedan. Не однообъемный европейский хэтчбек Polo освоил немецкий концерн. Триумфом седаномании стал 2012 год, когда на Московский автосалон другой немецкий автопроизводитель Opel привез специально спроектированный для российского авторынка седан Opel Astra.

 Кроме постсоветского пространства, такие кузова сегодня распространены в Китае, Южной Корее, ряде стран Латинской Америки. Там, как и для России, некоторыми автопроизводителями выпускаются специальные, эксклюзивные седаны на базе массовых хэтчбеков. Тут уместен пример нескольких седанов, таких как Kia Rio, Peugeot-408 и Citroen C4, которые появились на нашем рынке именно благодаря китайцам, ради которых и делались. Но тенденция обозначена, интерес к седанам падает и, видимо, процесс снижения интереса перейдет к длительной фазе.

 Но, в то же самое время, россиян в своем выборе не стал похож на европейского автолюбителя, который, как известно, предпочитает такой практичный тип кузова как  хэтчбек. Интерес к хэтчбекам у нас снизился, как и к седанам. Теперь их у нас выбирают намного меньше, чем 12 лет назад. Тогда в прошлом десятилетии каждый четвертый новый автомобиль в России приходился на однообъемный хэтчбек. В нынешнем году лишь 15% покупателей (каждый седьмой) останавливал свой выбор на хэтчбеках разных марок и моделей.

 Тут интересен опыт чешской Skoda, которая в своих моделях всегда ищет компромисс, предлагая потребителю практичные хэтчбеки-"пятидверки", которые маскируют под трехобъемные седаны, наделяя кузовом «лифтбек» с выступающей назад короткой «ступенькой» в такой модели как популярная у нас Skoda Octavia или Skoda Rapid. А ведь новейший хэтчбек гольф-класса Skoda Scala, которому прочат роль бестселлера чешской марки в Европе, в Россию не привезут, мол, не будет этот автомобиль пользоваться популярностью.

octavia

Россияне переключились на кроссоверы и внедорожники (сегмент SUV). Как сообщил «Автостат», если в 2007 году доля таких машин в структуре рынка была всего 17%, то в текущем она увеличилась в 2,5 раза и составила 43%.

Автопроизводители, держат нос по ветру. И видя такой интерес, сразу перекраивают свои производственные программы. Вспомните, еще несколько лет назад хэтчбек Hyundai Solaris пользовался большой популярностью у отечественных автоледи. Но сегодня выпуск таких автомобилей прекращен и его место на конвейере занято кроссовером.   

tiguan

 По большому счету, что такое кроссовер? Это автомобиль в кузове, преимущественно, универсал, но с более высоким дорожным просветом. Внутри сегмента SUV «раскладка» такая: на субкомпактные и компактные (SUV А/B) приходится 28% рынка кроссоверов, еще 42% россиян выбирают среднеразмерные (SUV C) и порядка 30% останавливают свой выбор на больших кроссоверах и полноразмерных внедорожниках (SUV D/E). То есть класс VW Tiguan, Toyota RAV4, KIA Sportage самый популярный.  

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >