На российском автомобильном рынке представлено 11 марок и 43 модели автомобилей из КНР. За год согласно статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) доля китайских марок на рынке новых автомобилей выросла больше чем в полтора раза – до 3,58% по сравнению с 2,15% по результатам продаж предыдущего года. В 2020 году было продано 57,2 тыс. китайских автомобилей. Основной объем продаж приходится на пять брендов, их доля составляет 94% в китайском сегменте российского авторынка. Данные бренды динамично развиваются, занимают все более высокие места в российском рейтинге. Например, Changan в минувшем году реализовал автомобилей в 2,5 раза больше, чем в 2019 году. Chery увеличила продажи на 80%, FAW – на 77%, Geely – на 61%, у Haval – на 41,5%.
В результате на российском рынке Haval по итогам 2020 года занял 15 место, Geely – 16 место, Cheryна 19 месте. Результаты остальных марок скромнее.
Вторая группа брендов китайского сегмента российского авторынка характеризуется отрицательной динамикой и снижением продаж. Это закономерный результат. Российский потребитель разборчив. Для привлечения его внимания нужно затратить серьезные средства.
Это приводит к тому, что ряд марок был вынужден в предыдущие годы покинуть российский авторынок. Последний пример – компания HTM. Резко снизили продажи следующие автопроизводители: Zotye (-88%), Lifan (-65%), DFM (-39%), Foton (-29%). Впрочем, если причины снижения у Lifan являются трудности головной компании в Китае, то причины падения продаж у DFM и Foton, скорее, в небольшом модельном ряде, представленном в России и отсутствии проведения серьезной маркетинговой политики.
Следует отметить, что в отчетах АЕБ по каким то причинам отсутствуют данные о китайской марке JAC, которая представлена в РФ автомобилями кроссоверами S5 и пикапом Т6.
Таблица 1
Объем продаж и динамика китайских марок автомобилей в РФ в 2020 г
Марка |
2020 г., шт. |
2019 г., шт. |
Изменения к 2019, %% |
Haval |
17381 |
12 284 |
+41 |
Geely |
15 475 |
9 602 |
+61 |
Chery |
11 452 |
6 358 |
+80 |
Changan |
7 102 |
2 805 |
+153 |
FAW |
2 692 |
1 519 |
+77 |
Lifan |
1384 |
3960 |
-65 |
DFM |
942 |
1 548 |
-39 |
Brilliance |
253 |
266 |
-5 |
Cheryexeed |
226 |
0 |
0 |
Zotye |
158 |
1373 |
-88 |
Foton |
135 |
189 |
-29 |
HTM |
- |
69 |
- |
Составлено по данным АЕБ
В настоящее время на российском рынке представлено менее пяти десятков моделей автомобилей от китайских автопроизводителей (табл.2). Следует отметить своеобразие проводимой китайскими автопроизводителями модельной политике. В основном в модельной гамме представлены автомобили класса SUV – SUV-B и SUV-C. В небольшом количестве представлены и в классе SUV-D. Также в последние годы китайские автопроизводители пытаются выйти в другие размерные классы автомобилей SUV, прежде всего, SUV-D. Отметим небольшое количество автомобилей в классе пикапов, а также обычных легковых автомобилей. Идет также постоянное обновление модельных рядов и уход относительно старых моделей. Так, за прошлый год российский рынок покинули Haval H2, Haval H6, Geely Emgrand7 и ряд других. В тоже самое время автопроизводители планируют вывод новых продуктов.
Бестселлеры китайских марок сегодня представлены в двух классах – SUV-C и SUV-B. Лидер китайского сегмента 2020 года – Geely Atlas (7 311 шт.) в своем размерном классе занимает 9-е место. А лидер в классе SUV-B автомобиль Chery Tiggo4 оказался на 8 месте в классе, новинка Geely Coolray – на 10 месте.
Перспективы китайского сегмента
Высокая динамика роста продаж китайского сегмента свидетельствует о том, что на российском авторынке они при таких показателях роста будут занимать более высокие места. И столкнуться с конкуренцией марок, уже давно представленных на российском рынке. Это соответствует заявленным амбициозным целям. Так, в одном из интервью Российской газете руководитель китайской марки Haval в РФ Жером Сего рассказал о целях марки в РФ. По его словам к 2025 году китайский автопроизводитель планирует стать в классе автомобилей SUV №1 в России и занять долю 5% российского авторынка. Для достижения этой цели ранее в Тульской области был построен автозавод "Хавейл Мотор Мануфэтуринг Рус". Также китайский автопроизводитель подписал с Минпромторгом РФ специнвестконтракт и взял на себя обязательства по локализации выпуска двигателей, коробок передач и электронных блоков. Сразу же после заключения СПИК в ноябре прошлого года под Тулой началось строительство моторного завода мощностью 80 тысяч двигателей в год.В планах также организация выпуска новых моделей и их вывод на российский рынок.
Аналогичная производственная площадка построена в Республике Беларусь у крупнейшего китайского автопроизводителя Geely, это завод «Белджи», производственной мощностью 60 тыс. автомобилей в год, при возможности выпуск автомобилей можно удвоить.
Пока же большее количество других марок автомобилей импортируется из КНР. Дело в том, что попытки организации производства с российскими партнерами закончились неудачей. Напомним, что несколько лет назад китайские автомобили выпускались на черкесском заводе «Дервейс», ставропольском заводе «Ставрополь-Авто» и липецком ЛМЗ.
Фактически сегодня главным магистральным путем развития и роста китайского сегмента является обновление модельного ряда. Российский потребитель постепенно распознал в современном китайском кроссовере достаточно качественный продукт, по цене несколько ниже чем аналогичный корейский автомобиль. Хотя требуется время для того, чтобы преодолеть стереотипы, оставленные заходом на российский рынок китайских авто в первом и начале прошлого десятилетия. Тогда китайские легковые автомобили оставили не самое лучшее впечатления как по характеристикам надежности, коррозии кузова, ремонтопригодности и отсутствия запчастей и проч. Только с преодолением этих негативных моментов в сознании российского автомобилиста, а также современного модельного ряда произойдет дальнейший рост популярности продуктов китайского автопрома.
Для дальнейшего роста китайского сегмента создана и соответствующая инфраструктура. Так, на территории РФ сегодня работает обширная по географии дилерская сеть китайских марок, в которую входит 693 дилера.В течение прошлого года дилерская сеть Chery выросла на 37 новых ДЦ, Changan–на 34 ДЦ, Geely–на 20 ДЦ, Haval -на 18.
Таблица 2 Автомобили китайских марок в РФ в 2020 году
Модель |
2020 г., штук |
GeelyAtlas |
7 311 |
HavalF7 |
6 782 |
Chery Tiggo4 |
5 715 |
GeelyCoolray |
5 634 |
Haval F7x |
4 417 |
Changan CS35plus |
3 443 |
Haval H5 |
2 373 |
Chery Tiggo7pro |
2 133 |
Haval H6 |
2 090 |
Chery Tiggo8 |
2 064 |
Changan CS75 FL |
2 017 |
GeelyEmgrand X7 |
1 894 |
FAW Besturn X40 |
1 455 |
FAW Besturn X80 |
1 237 |
Changan CS55 |
1 234 |
Haval H9 |
1 189 |
Chery Tiggo7 |
1 065 |
DFM AX7 |
942 |
Lifan Solano |
665 |
Haval H2 |
417 |
Chery Tiggo3 |
382 |
Lifan X60 |
283 |
GeelyTugella |
260 |
Geely Emgrand7 |
256 |
Cheryexeed TXL |
226 |
Brilliance V3 |
223 |
Changan CS35 |
222 |
Lifan X70 |
220 |
Changan CS75 |
186 |
FotonSauvana |
134 |
Zotye T600 |
122 |
Geely GS |
118 |
LifanMurman |
118 |
GW Wingle7 |
113 |
Lifan X50 |
90 |
Chery Tiggo5 |
88 |
Zotye Coupe |
36 |
Brilliance V5 |
29 |
Chery Tiggo2 |
5 |
LifanMyway |
4 |
Geely GT |
2 |
LifanSmily |
2 |
LifanCelliya |
2 |
Brilliance H230 |
1 |
Foton View |
1 |
Составлено по данным АЕБ
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен