+79139857900

УРАЛ 5920 и другие русские вездеходы. Преодолеют любые преграды.

13 октября 2021 в 07:53

В подавляющем большинстве случаев освоение нефтеносных месторождений в нашей стране осуществлялось в труднодоступных местах, заболоченных, практически непроходимых территориях, без каких-либо дорог. Чтобы успешно решать экономические задачи требовалась техника с бескомпромиссной проходимостью, надежная и безотказная в работе.

Конечно, подобные машины уже имелись на Западе и их можно было приобрести под заказ. Но руководство Советского Союза потребовало от соответствующих министерств и ведомств создание собственного «короля бездорожья». Это был вопрос как экономической целесообразности (а в Госплане умели считать валюту и рационально ее расходовать), и эффективного технического развития. Главным ответом европейским и американским образцам стал наш отечественный вездеход УРАЛ-5920.

Конечно, разработка гусеничного транспортера повышенной проходимости нашими инженерами-конструкторами не начиналась «с нуля». На Западе к этому времени уже имелось немало образцов техники на гусеничном ходу, способной доставлять грузы в условиях полного отсутствия дорог.

В качестве прототипа для создания собственного образца, был взят канадский вездеход Husky от канадской компании Foremost.

ural_5920_2_foremist

 

Задачу нельзя было назвать простой и легко решаемой. К разработке проектной документации и созданию советского вездехода было принято решение привлечь специальное подразделение при НАМИ – лабораторию снегоболотоходных транспортных средств.

Для ускорения работ по выпуску Урал-5920 было принято решение закупить несколько разных импортных экземпляров техники повышенной проходимости. Сначала провели детальное изучение образцов, а также ходовые испытания. В результате, выбор был сделан в пользу канадской техники, вездеходов ForemostHusky. Практика, а также проведенные в условиях Западной Сибири испытания показали, что данная конструкция оказалась оптимальной для передвижения в условиях бездорожья. Главная особенность построения транспортеров – вагонная схема, состоящая из двух управляемых ведущих тележек, на которые опирается автомобильная рама.

Но была и существенная проблема: созданные за океаном вездеходы были сложны в техническом плане и нуждались в профессиональном обслуживании, грамотной эксплуатации и квалифицированном уходе. Задача, которую поставили перед отечественными разработчиками лаборатории НАМИ была не менее сложной: создать такую вездеходную технику, которая не уступала бы иностранным аналогам по техническим характеристикам и эксплуатационным параметрам и, одновременно, имела бы простую конструкцию. Также следовало большую часть узлов и деталей будущего вездехода сделать унифицированными, позаимствовав их у уже проверенной, реально эксплуатируемой автомобильной техники. Чего хотели добиться за счет решения поставленной задачи:

  • Во-первых, сделать выпуск вездехода Урал-5920 более экономичным, за счет использования серийных узлов и агрегатов.
  • Во-вторых, сократить время на обучение и подготовку водителей для такой специализированной техники.

Правильно организованные работы, четкие планы и строгая система контроля позволили создать уже к 1972 году первую модель снегоболотохода НАМИ-0157БК. Не удивительно, что внешне этот вездеход был похож на импортный аналог. Основу техники составила массивная автомобильная рама, которая опиралась сразу на две гусеничные тележки (первая – с двумя опорными и одним направляющим катком, а вторая – с тремя опорными, одним направляющим и одним поддерживающим катком). Кабина была позаимствована у грузовика Урал-

375. С этой же машины взяли «раздатку», основу для системы охлаждения вездехода, ведущие мосты и многое другое. В качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель ЗИЛ-375.

Изначально опорные катки, изготовленные из резины, были двухрядными. Но обкатка первого опытного образца выявила ряд существенных недостатков. Их устранили, выпустив в кратчайшие сроки модернизированный вариант вездехода: НАМИ-0157М. Здесь двухрядные катки заменили на однорядные, но большего диаметра. Это позволило повысить надежность ходовой части и практически полностью обезопасить транспорт от схода гусеницы. Времени на обслуживание такая конструкция занимала меньше.

Доработанный на базе опытных образцов снегоболотоход Урал-5920, стал наиболее «продвинутой» моделью и имел достойный внешний вид при отличных эксплуатационных характеристиках.

ural_5920_3

Решение Правительства СССР о массовом производстве таких машин было принято в 1974 году, но потребовалось еще более 10 лет подготовительных работ, чтобы первые машины сошли с конвейера (1985г.).

Всего на заводе в Миассе было изготовлено 150 таких снегоболотоходов.

 ural_5920_4

Предполагалось, что данное транспортное средство можно будет эксплуатировать в любых регионах нашей огромной страны при самом широком диапазоне температур окружающей среды: +40 … - 50°С. Передвигаться вездеход мог практически где угодно. Такого понятия, как дорога для этой техники не существовало. Вот некоторые технические и эксплуатационные параметры этой чудо-машины:

  • Грузоподъемность Урал-5920 – 8 тонн;
  • Силовой агрегат КамАЗ-740, мощностью 210 л.с.;
  • Максимальная скорость ТС – 30 км/ч;
  • Максимальный угол подъема 58 градусов!

Были у нас и другие эффективные разработки техники повышенной проходимости, предназначенной для эксплуатации в условиях бездорожья. Вот несколько примеров:

Гусеничный транспортер-снегоболотоход ГТ-С

ural_5920_bolotohod_2

 

Сочлененный болотоход БТ361А-01 «Тюмень»

ural_5920_сочлененный болотоход

Двухзвенный вездеход ДТ-10 «Витязь» на гусеничном ходу

ural_5920_vityaz

Согласитесь, нам есть чем гордиться!

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >