+79139857900

ВАЗ-2121 НИВА – 40 лет в пути

7 октября 2021 в 11:41

В 2021 году классической советско-российской Ниве (ВАЗ-2121) исполнилось 40 лет. Современное название базовой модели сейчас немного иное: Lada 4x4, но от этого автомобиль не стал хуже или менее востребован среди многомиллионной армии наших соотечественников.

К сожалению, время никого не щадит, и до юбилея не дожил главный конструктор автомобиля Петр Михайлович Прусов. Но руководство автозавода приняло решение увековечить память знаменитого инженера-конструктора и отметить знаковый юбилей легендарного внедорожника. С этой целью была разработана лимитированная серия автомобиля, получившая название 4x4 «40th Anniversary». Ограниченная партия состояла всего из 1977 единиц, немного отличающихся от обычных собратьев Lada 4x4. В основном все изменения стилистические, включающие в себя:

- установку фирменных шильдиков;

- широкий спектр вариантов окраски кузова;

- наличие камуфляжного варианта окраски авто;

- красно-оранжевая расцветка комбинации приборов;

- накладки порогов из нержавейки.

Хочется верить, что 4x4 «40th Anniversary» — это только промежуточный этап развития и впереди у Нивы еще много открытий, новшеств и примеров головокружительного успеха.

Мало кто помнит, что задуман автомобиль был еще в относительно далекие 70-е годы прошлого столетия. А до официального рождения модели потребовалось пройти путь длиной еще в 7 лет, наполненных кропотливой работой, доводками, испытаниями и т.п. Но результат оказался высочайшим, машина была «обречена» на головокружительный успех, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом!

И подтверждений вышесказанному великое множество. За годы своего существования НИВА успела побывать и пикапом, и кабриолетом, есть 3-хдверные и 5-дверные модели. Автомобиль показал свои лучшие качества и 

справился с возложенными задачами в качестве бронированного инкассаторского транспорта, а помимо бензинового мотора был испробован и дизель. Из достижений внедорожника, подтверждающих его высочайшие ходовые качества следует отметить успешный штурм Эвереста, Тибета и Фудзиямы, покорение Северного полюса и Антарктиды.

За 40 с небольшим лет активного производства на Тольяттинском заводе было выпущено более 2,5 миллионов автомобилей разной комплектации. Пятая часть из них, а точнее – 230 тысяч, ушли на экспорт во многие страны мира.

Серийное производство ВАЗ-2121 началось в апреле 1977 года. Именно этот автомобиль считается первым и полностью оригинальным, разработанным «с нуля» инженерами-конструкторами Волжского автозавода

NIVA_4x4

 

Помимо Петра Прусова, который являлся ведущим конструктором модели, важнейшие функции были возложены на Владимира Соловьева, который являлся главным конструктором и нес весь груз ответственности за данную разработку. Не менее важные задачи выполняли Валерий Семушкин и Вадим Котляров. Первый –дизайнер Нивы, а второй – ведущий испытатель.

У автомобиля были свои отличительные особенности. Это: несущий кузов, независимая подвеска и передние дисковые тормоза. В чем же здесь особенность – спросит наш читатель? Все очень просто: эти «легковые» атрибуты впервые были применены на автомобиле класса внедорожников. Было и еще одно необычное, но, как показала практика, правильное решение. В качестве силового агрегата использовался высокооборотный ДВС. Ранее для вездеходов данного класса применялись исключительно низкооборотные моторы.

 NIVA_4x4_2

Ну и, конечно же, главная инновация модели заключалась в применении постоянного полного привода. До этого времени на внедорожниках тех времен ведущими колесами являлась задняя пара, а передние подключались при необходимости автоматически или принудительно.

Изначально Нива разрабатывалась для эксплуатации в условиях сельской местности. Но достаточно быстро машину полюбили и оценили горожане. Особенно те, которые еженедельно ездили на дачу и на себе испытали преимущества езды по грунтовым дорогам. Ну а для рыбаков, охотников, путешественников, ВАЗ-2121 стала настоящей палочкой-выручалочкой!

 NIVA_4x4_3

Автомобиль на долгие годы стал главной экспортной моделью. Были периоды, когда за границу поставлялось до 70% годового выпуска автомобилей. А для таких стран, как Великобритания и Япония в 80-х годах была специально разработана «праворульная Нива».

А для покорения Северного полюса и обеспечения жизнедеятельности российской полярной станции Беллинсгаузен в Антарктиде инженеры-конструкторы создали уникальную версию «Нивы» на огромных колесах-вездеходах

NIVA_4x4_4

За 40 лет своего существования были осуществлены разработки самых разных модификаций автомобиля, от пятидверной гражданской версии повышенной комфортности, до техники специального назначения, в том числе:

- пикапы;

- броневики;

- плавучие болотоходы;

- минивэны;

- спецмашины для органов правопорядка;

- медицинская техника;

- автомобили для отрядов спасателей и МЧС.

Всего различных (в т.ч., уникальных и даже экзотических) модификаций данной модели насчитывается более 30 штук. О чем это говорит? Популярность НИВЫ ВАЗ-2121, вне всякого сомнения. А для нашего, советского и российского автопрома (который все привыкли только ругать) такой автомобиль – это предмет особой гордости!

 

Самое важное, что новые владльцы отечественного бренда Lada не хотят отправлять 40-летнего ветерана на покой. И за горизонтом 2024 года производство Lada Niva Legend может быть продолжено. А в планах создание новой "нивы", только уже на французской платформе CMF-B. 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >