В 2021 году классической советско-российской Ниве (ВАЗ-2121) исполнилось 40 лет. Современное название базовой модели сейчас немного иное: Lada 4x4, но от этого автомобиль не стал хуже или менее востребован среди многомиллионной армии наших соотечественников.
К сожалению, время никого не щадит, и до юбилея не дожил главный конструктор автомобиля Петр Михайлович Прусов. Но руководство автозавода приняло решение увековечить память знаменитого инженера-конструктора и отметить знаковый юбилей легендарного внедорожника. С этой целью была разработана лимитированная серия автомобиля, получившая название 4x4 «40th Anniversary». Ограниченная партия состояла всего из 1977 единиц, немного отличающихся от обычных собратьев Lada 4x4. В основном все изменения стилистические, включающие в себя:
- установку фирменных шильдиков;
- широкий спектр вариантов окраски кузова;
- наличие камуфляжного варианта окраски авто;
- красно-оранжевая расцветка комбинации приборов;
- накладки порогов из нержавейки.
Хочется верить, что 4x4 «40th Anniversary» — это только промежуточный этап развития и впереди у Нивы еще много открытий, новшеств и примеров головокружительного успеха.
Мало кто помнит, что задуман автомобиль был еще в относительно далекие 70-е годы прошлого столетия. А до официального рождения модели потребовалось пройти путь длиной еще в 7 лет, наполненных кропотливой работой, доводками, испытаниями и т.п. Но результат оказался высочайшим, машина была «обречена» на головокружительный успех, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом!
И подтверждений вышесказанному великое множество. За годы своего существования НИВА успела побывать и пикапом, и кабриолетом, есть 3-хдверные и 5-дверные модели. Автомобиль показал свои лучшие качества и
справился с возложенными задачами в качестве бронированного инкассаторского транспорта, а помимо бензинового мотора был испробован и дизель. Из достижений внедорожника, подтверждающих его высочайшие ходовые качества следует отметить успешный штурм Эвереста, Тибета и Фудзиямы, покорение Северного полюса и Антарктиды.
За 40 с небольшим лет активного производства на Тольяттинском заводе было выпущено более 2,5 миллионов автомобилей разной комплектации. Пятая часть из них, а точнее – 230 тысяч, ушли на экспорт во многие страны мира.
Серийное производство ВАЗ-2121 началось в апреле 1977 года. Именно этот автомобиль считается первым и полностью оригинальным, разработанным «с нуля» инженерами-конструкторами Волжского автозавода
Помимо Петра Прусова, который являлся ведущим конструктором модели, важнейшие функции были возложены на Владимира Соловьева, который являлся главным конструктором и нес весь груз ответственности за данную разработку. Не менее важные задачи выполняли Валерий Семушкин и Вадим Котляров. Первый –дизайнер Нивы, а второй – ведущий испытатель.
У автомобиля были свои отличительные особенности. Это: несущий кузов, независимая подвеска и передние дисковые тормоза. В чем же здесь особенность – спросит наш читатель? Все очень просто: эти «легковые» атрибуты впервые были применены на автомобиле класса внедорожников. Было и еще одно необычное, но, как показала практика, правильное решение. В качестве силового агрегата использовался высокооборотный ДВС. Ранее для вездеходов данного класса применялись исключительно низкооборотные моторы.
Ну и, конечно же, главная инновация модели заключалась в применении постоянного полного привода. До этого времени на внедорожниках тех времен ведущими колесами являлась задняя пара, а передние подключались при необходимости автоматически или принудительно.
Изначально Нива разрабатывалась для эксплуатации в условиях сельской местности. Но достаточно быстро машину полюбили и оценили горожане. Особенно те, которые еженедельно ездили на дачу и на себе испытали преимущества езды по грунтовым дорогам. Ну а для рыбаков, охотников, путешественников, ВАЗ-2121 стала настоящей палочкой-выручалочкой!
Автомобиль на долгие годы стал главной экспортной моделью. Были периоды, когда за границу поставлялось до 70% годового выпуска автомобилей. А для таких стран, как Великобритания и Япония в 80-х годах была специально разработана «праворульная Нива».
А для покорения Северного полюса и обеспечения жизнедеятельности российской полярной станции Беллинсгаузен в Антарктиде инженеры-конструкторы создали уникальную версию «Нивы» на огромных колесах-вездеходах
За 40 лет своего существования были осуществлены разработки самых разных модификаций автомобиля, от пятидверной гражданской версии повышенной комфортности, до техники специального назначения, в том числе:
- пикапы;
- броневики;
- плавучие болотоходы;
- минивэны;
- спецмашины для органов правопорядка;
- медицинская техника;
- автомобили для отрядов спасателей и МЧС.
Всего различных (в т.ч., уникальных и даже экзотических) модификаций данной модели насчитывается более 30 штук. О чем это говорит? Популярность НИВЫ ВАЗ-2121, вне всякого сомнения. А для нашего, советского и российского автопрома (который все привыкли только ругать) такой автомобиль – это предмет особой гордости!
Самое важное, что новые владльцы отечественного бренда Lada не хотят отправлять 40-летнего ветерана на покой. И за горизонтом 2024 года производство Lada Niva Legend может быть продолжено. А в планах создание новой "нивы", только уже на французской платформе CMF-B.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен