+79139857900

Возродится ли класс народных бюджетников в России

3 апреля 2020 в 14:35

Статистические данные Ассоциации автомобильного бизнеса (АЕБ) за 2009 год раскрывают интересную картину. Тогда АЕБ публиковала только данные по иномаркам. На первом месте обосновался Renault Logan. Он потеснил Ford Focus-II, который до этого был лидером отечественного рынка. Очень симптоматичная картина, если учесть, что на 2009 год пришелся мощный экономический кризис, вызванный т.н. уолл-стритовскими пузырями. Наш канал решил проанализировать итоги прошлых кризисов и спрогнозировать будущие тренды. 

Посткризисный мир всегда другой

За спадом, однозначно, следует подъем. Все ограничительные меры со временем  будут сняты, и население начнет возвращаться к нормальной жизни. Только она не будет прежней. Это факт, поскольку мы уже прошли целую череду кризисов. И автомобильный мир тоже их проходил в достаточно большом количестве, чтобы можно было делать подобные выводы. И не только в России. Достаточно вспомнить шоковый энергетический кризис начала 70-ых годов прошлого века. Тогда это тоже было связано с нефтью. Нефтедобывающие арабские страны объявили эмбарго на поставку «черного золота» в развитые страны, которые поддержали Израиль в очередной войне на Ближнем Востоке. А результатом тех событий стало появление, а затем доминирование на авторынках Европы автомобилей класса Volkswagen Golf. И эта мода распространилась на американский рынок. Впоследствии американские концерны начали производство компактных моделей.

Куда потянет рынок

Конечно, европейский и американский рынки нам не указ. И если на рынках  Старого континента повысится спрос на бюджетник Dacia Sandero, мы только порадуемся за них. Но, похоже, что как раз спрос на бюджетные модели возрастет у нас тоже. Не зря же мы в самом начале нашего повествования вспомнили о лидерстве Logan в 2009-м.

Впрочем, если, к примеру, авторынок рухнет, например, в два раза, то и бюджетный сектор может ожидать падение в абсолютных значениях. Проиллюстрируем на реальной статистике. В предкризисном и очень «тучном» 2008 году отечественный АвтоВАЗ выпустил 810 тыс. автомобилей, а уже в следующем кризисном 2009 году - всего 295 тыс. «лад». Аналогичный спад произошел и в следующий посткрымский кризис. В предобвальном 2014 году АвтоВАЗ произвел 575 тысяч авто, а на следующий год всего 352 тысячи «лад». В целом рынок новых автомобилей тогда упал в 1.5 раза, а производство «лада» сократилось в 1,6 раза. Правда, впоследствии доля марки Lada начала увеличиваться. В 2014 году она составляла 15,5%, а затем возросла до 20,6% в 2019 году. Достаточно впечатляющий рост на  высококонкурентном рынке. Аналогичный впечатляющий рост продемонстрировали корейские марки – Hyundai и Kia. Суммарно две марки в 2014 году занимали15,1%, а к 2019 году увеличили ее до 23%.    

Можно предположить, что снижение уровня доходов приведет к некоторому перераспределению спроса. Автолюбитель будет переосмысливать свои  возможности. Кто-то «потянется» на рынок подержанных автомобилей. Если же остановится на новом автомобиле, то это означает переход на модели не только более низкого класса, но и более бюджетных марок, что продемонстрировали нам предыдущие годы на российском авторынке.

Впрочем, российский рынок специфичен. Здесь явно не будут бестселлерами автомобили размерного А-класса. Никогда Chevrolet Spark или Kia Picanto не смогут стать лидерами рынка. Их в данной ценовой нише, скорее, заменят подержанные Lada или другие. Не станут популярными хэтчбеки В- и С-классов.

Российский автопром и так ориентирован на выпуск простых и недорогих моделей. Что не удивительно, учитывая, что в лидерах продаж одна из самых бюджетных моделей на рынке Lada Granta, а компанию ей составляют чуть более дорогие Lada Vesta и KIA Rio, VW Polo и Hyundai Solaris. Ценовое позиционирование этих популярных автомобилей показано на инфографике от Автостат.

цена авто2

Лидерство той же Lada Granta поддерживается взвешенной ценой. Но ведь как мы знаем, сегодня проводятся работы по переводу на платформу Global Access. Сумеет ли АвтоВАЗ  сохранить ее ценовое позиционирование? Ведь соплатформенный Renault Logan  в среднем стоит на более чем полторы сотни рублей. А ведь в бюджетном сегменте каждый рубль влияет на выбор. Если ценовой сегмент сохранится, то модель останется лидером рынка, если нет, то можем вернуться к временам, когда лидером российского рынка была корейская модель Kia Rio.

Характеризуя этот класс автомобилей, все же стоит обратить внимание, что зарубежные бестселлеры теперь позиционируются в ценовом коридоре 700-1000 тыс. руб. При этом стоит отметить тот факт, что появление обновленных автомобилей Hyundai Solaris, Skoda Rapid, Volkswagen Polo, выпуск которых начат или планируется на самое ближайшее время, сопровождалось заявлениями о сохранении цены на прежнем уровне. Автопроизводители делали все, чтобы сохранить ее: оставляли прежние платформы, проверенные двигатели и трансмиссии и т.п. Но все равно, эти модели будут дороже «лад». Казалось бы, значит, надо выводить в РФ автомобиль, который будет напрямую конкурировать с отечественными Granta и Vesta. Но тут есть несколько но. Первое. Производство народных иномарок все же низкомаржинальное производство. И если уж вкладывать в производство такого автомобиля на выходе должен быть объем продаж в 30-50-100 тысяч автомобилей. То есть второе пришествие. Но на такой смелый шаг вряд ли кто из нынешних автопроизводителей решится. Ведь у них есть обязательства в рамках СПИК (специнвестконтрактов) с Минпромторгом. А там зафиксированы и модельные ряды, и объемы инвестиций.

гранта3

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >