Отношение к АвтоВАЗу в нашей стране особое. Это крупнейший автопроизводитель России, да и всего постсоветского пространства. За всю свою историю с конвейеров всех производственных подразделений выехало почти 28 млн автомобилей марки Lada.
И вот что удивительно, с 2008 года пакетом российского автопроизводителя владеет французская Renault Group. Не будем касаться всех вопросов, а остановимся только вот на каком аспекте.
Наш канал проанализировал карту-отчет Renault Group, которая была недавно выставлена в открытом доступе на их сайте и хочет поделиться некоторыми наблюдениями. Что хочется отметить, то что в мировом автопроме такие отчеты есть у каждого автопроизводителя – участника рынка. При французах появился такой отчет и у российского автопроизводителя.
Останавливаться на анализе модельного ряда автомобилей марки Lada не имеет большого смысла, российские автолюбители с ним хорошо знакомы. А вот интереснее было бы обратить внимание читателей на одном интересном аспекте.
Посмотрите, какой географический ареал продаж автомобилей марки Lada? В помощь карта. Сразу видно, что в стратегическом видении французской компании отечественная марка покрывает так называемое постсоветское пространство, или территорию бывших республик Советского Союза.
Логика здесь проста. Марку Lada здесь, в бывшем СССР считают своей, с ней давно знакомы: она привычна, ее автомобили не вызывают отторжения, автолюбители знают все плюсы и минусы российских автомобилей.
Поэтому ставка Renault на российскую марку, ведущую свои историю еще с 70-ых годов прошлого века и оправдана, и целесообразна в этом географическом ареале. Правда, есть одна заковыка. Дело в том, что емкость внутренних автомобильных рынков постсоветских стран не сильно большая. Поскольку население здесь не такое многочисленное, да вдобавок, оно не сильно богатое: доходы не слишком высоки из-за особенностей национальных экономик и специфической структуры. И это сдерживает объемы продаж. Поэтому, в принципе недорогие автомобили российской марки Lada здесь популярны.
Если внимательно вглядеться в географическую карту, то можно обнаружить, что также в ряде развивающихся стран имеются продажи российской марки, но они невелики. Эти данные мы собрали в табличку. Всего в 2021 году автомобилей Lada продано 387 208 шт.
Табл.1 Главные рынки продаж автомобилей марки Lada в 2021 году
Страна |
Продажи, ед. |
Российская Федерация |
350 714 |
Республика Беларусь |
11 870 |
Казахстан |
9 958 |
Египет |
3 248 |
Украина |
2 055 |
Азербайджан |
1 862 |
ФРГ |
1 477 |
Боливия |
480 |
Армения |
282 |
Куба |
190 |
Монголия |
188 |
страны бывш.Югославии |
180 |
Чехия |
129 |
Кыргызстан |
128 |
Другие страны |
403 |
А вот здесь было бы интересно сравнение с румынской маркой Dacia, которая также как и Lada является полноценным членом группы французского автопроизводителя. Румыны продают примерно в полтора раза больше автомобилей (в 2021 году продано 537 095).
Главной ударной моделью на мировом рынке у румынской марки является хэтчбек Dacia Sandero, которых было продано 226 429 штук. А номером два идет хорошо известный у нас кроссовер Duster. Его реализовали в прошлом году в количестве 182 801. Сравните, самая популярная Lada Vesta разошлась по миру тиражом 123 301 экземпляр, а Lada Granta - 119 802.
А вот география у румынской марки совершенно другая. Географичесий ареал включает всю Европу, Причерноморье (Турция и др.) и Присредиземноморье. Посмотрите какие национальные рынки являются ключевыми для марки Dacia. Мы только покажем вам первую десятку рынков, но, согласитесь список впечатляет.
Таблица 2 Главные рынки продаж автомобилей марки Dacia в 2021 году
Страна |
Продажи, ед. |
Франция |
120 403 |
Италия |
64 817 |
Марокко |
46 114 |
Испания + Канары |
42 802 |
ФРГ |
42 075 |
Румыния |
38 160 |
Турция |
34 866 |
Польша |
20 817 |
Великобритания |
17 588 |
Бельгия+Люксембург |
15 082 |
Венгрия |
8 130 |
Какой же вывод можно сделать из этого сравнения участников Renault Group российской Lada и румынской Dacia? Экспортность двух марок очень сильно различается. По сути, марка Lada реализует свои автомобили на домашнем рынке. И это большой минус. Российский рынок ныряет из одного кризиса в другой, или как говорят экономисты, слишком волатилен, соответственно, производство автомобилей на другие рынки не компенсирует эти нырки российской экономики. Чего не скажешь о румынской марке Dacia, которая как мы видим, является полноценным игроком прежде всего очень емкого европейского рынка.
Как мы помним, в стратегии Renaulution, представленной 14 января прошлого года, говорилось о повышении экспортности Lada, прежде всего за счет модели Niva, у которой на мировом рынке сложился определенный образ и имидж.
Современный мировой автопром – это глобализированный рынок, в котором главную роль играют автомобильные концерны, объединенные в альянсы и союза. Наш канал рассказывал об этих группах и их роли на автомобильном рынке мира здесь.
Получается, что кардинальная перестройка российской марки Lada и нашего АвтоВАЗа только началась. Конечно, было бы наивно думать, что со временем Lada стала бы как румынская Dacia.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен