+79139857900

За что Ижевск обвинил Renault, или как Vesta назначили спасателем

29 августа 2022 в 09:49

Четверть века назад в уже далеком марте 1997 года в Бельгии кипели нешуточные страсти. А все дело в том, что французский автопроизводитель Renault в целях оптимизации бизнеса и сокращения производственных расходов решил закрыть один из своих европейских заводов, расположенных в Вилворде, недалеко от столицы Бельгии - Брюсселя.

Бельгийский «слив» Renault

В акции протестов включилась практически вся страна. Чего тут только не было? И пикетирование бельгийскими рабочими завода Renault, забастовки солидарности на автомобильных заводах других компаний (в частности, на заводе Volvo), призывы к общенациональному бойкоту продукции французского автопроизводителя, то есть автомобилей с ромбиком на радиаторе. Причем доля Renault реально снизилась на рынке соседней страны. Дело дошло даже до обращений к президенту Франции Жаку Шираку и председателю Еврокомиссии. Но все эти акции протеста в Бельгии не подействовали на руководство Renault — оно было непреклонно и уверено в своей правоте. И, в конце концов, предприятие было закрыто.

Мы вспомнили эту историю четверть вековой давности вот по какому случаю. Работники компании «Лада Ижевск», дочернего подразделения АвтоВАЗа, обеспокоились судьбой предприятия, и как их бельгийские коллеги попытались достучаться до первого лица государства и написали письмо, в котором предъявили претензии к французскому автопроизводителю.

Трудящиеся из Ижевска жалуются, что предприятие простаивает уже пятый месяц. А причина – запуск автозавода невозможен из-за отсутствия комплектующих для Lada Vesta. Как пишут автозаводцы, в лучшем российском автомобиле всего 40% российских деталей. Все остальные - зарубежного производства. Причем с начала выпуска в 2015 году уровень локализации не вырос.

А дальше следует невеселый вывод: «Мы считаем, что именно французские владельцы завода совершили фактически диверсию, и из-за этого конвейер не функционирует».

Вот такой взгляд на сложившуюся ситуацию «от сохи», то есть от работников самого ижевского предприятия. Наверное, и бельгийские трудящиеся также обвиняли французского автопроизводителя четверть века назад. 

Эти резкие выпады в адрес, до недавнего времени крупнейшего зарубежного инвестора в российский автопром и владельца предприятия, не нашло ни солидарности коллективов  других простаивающих предприятий, ни федерации профсоюзов. Не отреагировали на это обращение в Москве.

Также в этом обращении «досталось» и руководству АвтоВАЗа: «Получается, что высшее руководство АвтоВАЗа идет на сознательный обман. Они собираются забрать нашу «Весту», вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический «Ларгус», который сегодня существует только на бумаге».

Вот так интересы коллектива и компании вошли в противоречие, выход из которых ищут и руководство Республики Удмуртия и руководство АвтоВАЗа. А обвинения ижевских рабочих в адрес Renault только придает этой ситуации остроты и перцовости.

ИЖ_РЕНО2

Как Vesta спасла Ижевск, а теперь умыла руки

Перед коллективом Лада Ижевск никто никогда не проводил политинформаций, не разъяснял политику партии и правительства, как это было принято еще в совсем недавние годы. Да, удмуртский завод лишился своей единственной модели. Но с точки зрения бизнеса это решение не самое худшее.

Посмотрите, до АвтоВАЗа была попытка предыдущих собственников (Группа СОК) спасти предприятие путем отверточной сборки моделей KIA Spectra и KIA Rio предпредыдущего поколения и сборкой вазовской классики.

Затем в 2011 году завод приобрел АвтоВАЗ. И вот тут произошла целая история. Владельцем российского гиганта стал французский автопроизводитель, который в свою очередь входит в альянс с японским Nissan. Именно ижевская площадка была отдана японскому партнеру. Но, седаны и хэтчбеки марки Nissan «не зашли» российскому автолюбителю. Всего их было собрано порядка 14 тыс.штук. Речь идет о хэтчбеке Nissan Tiida и седане Nissan Sentra, в размерном классе С. Lada Vesta, стартовавшая в 2015-м, стала спасением предприятия.

Иж_Рено_тиида

Первоначально, Lada Vesta должны были выпускать на третьей нитке главного конвейера АвтоВАЗа, которую перевели на стандарты альянса. Теперь на ней «прописались» две модели Lada Niva. Но в последний момент руководитель АвтоВАЗа Бу Андерссон выбрал ижевскую площадку. Чем было обусловлено данное решение? Говорят, что некими социальными обязательствами второго владельца АвтоВАЗа – государственной корпорацией Ростех. Перенос производства в Ижевск сгенерировал огромную дыру тольяттинского автогиганта в 73,8 млрд руб. в 2015 году.

Lada_vesta_входная

Сегодня после того, как АвтоВАЗ лишился большинства моделей на платформе В0 (Renault Logan/Sandero и Lada XRay, Lada Largus все же планируют в перспективе выпускать), освободилось место на первой нитке конвейера В0. Напомним, что его производственная мощность 350 тыс. авто в год. Lada Vesta – самый простой напрашивающийся вариант. Правда, для широкой автомобильной общественности страны приводят другие аргументы, мол, производительность «Лада Ижевск» ограничена мощностью окрасочного комплекса – 32 авто в час, или 126 тыс. в год. В свою очередь, первая нитка конвейера в Тольятти позволит довести сборку Vesta до объема в 60 автомобилей в час. То есть закрыть «брешь». Весь перенос производства оценен в 1 млрд руб. А выпуск Lada Vesta начнется в марте 2023 года.

lada_largus

В принципе это простое и логичное решение руководства АвтоВАЗа и никакие обращения трудовых коллективов не станут препятствием на этом действе. В Ижевске освобождаются мощности. В качестве «утешительного приза» подкинули некий электромобиль e-Largus, которого еще нет в природе.

По большому счету, в данном прецеденте на чашу весов были поставлены два предприятия в Ижевске и Тольятти. Как видим, чтобы не было социального взрыва и прочих негативных последствий, и был сделан выбор в пользу города на Волге. Тольятти все же моногород, а Ижевск – крупный промышленный центр, где много вакансий на предприятиях оборонного комплекса.

Но, в качестве «мальчика для битья», трудовой коллектив «Лада Ижевск» обратил взоры на французского автопроизводителя, который, все же, дал ритмичную работу ижевскому предприятию целых восемь лет. А то, что в результате не получилось 100-процентной локализации модели, так, для автомобиля, который выпускается тиражом 120-130 тысяч штук в год, это в современном глобализированном автопроме нонсенс. Правда, сегодня у нас будет поставлен эксперимент по полной локализации производства. Впрочем, в Минпромторге РФ, недавно представили концепцию «Стратегии развития автопрома до 2035 года», где все же ориентируются на цифру 80% локализации. Но, в принципе, свалить все на французского партнера и владельца сегодня достаточно простое решение.    

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >