+79139857900

Зачем КАМАЗ идет в Казахстан. Логика и риски проекта

12 сентября 2021 в 16:12

В сентябре прошлого года в городе Костанае на севере Казахстана состоялось событие, о котором до сих пор спорят многие. В присутствии президента Татарстана Рустама Минниханова, премьер-министра Казахстана Аскара Мамлина был дан старт строительства завода KamLitKZ. Наш канал разбирался, зачем КАМАЗу понадобился новый смежник и каковы риски того, что камский автогигант  может оказаться без нужных комплектующих.

Действительно, после того как в соседней Украине при президенте Порошенко был взят курс на сворачивание всех экономических связей с Российской Федерацией, и были оборваны кооперационные и прочие поставки продукции, сегодня многие увидели риски таких поставок из стран ближнего зарубежья. Поэтому известие о том, что на севере Казахстана у КАМАЗа появятся два производства было воспринято с некоторой настороженностью.

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин объяснил ситуацию следующим образом. Казахстан для камского автогиганта является крупнейшим зарубежным рынком. Но, с другой стороны, руководство Казахстана хочет создать высоколокализованный автопром. У них перед глазами пример соседнего Узбекистана, да и РФ тоже. В Узбекистане, как известно, автомобили Chevrolet достаточно высоко локализованы, есть производство двигателей и трансмиссий.

Сергей Когогин раскрыл подоплеку проекта: «Мы продаем в среднем 1,5 тысячи автомобилей КАМАЗ в Казахстане, собственная емкость казахстанского рынка грузовиков держится на уровне 3 тысяч автомобилей. Когда я объяснил правительству республики, что при таких параметрах добиться глубокой локализации в коммерческом транспорте невозможно, мне был задан вопрос: «Какой тогда выход»?

И ответ Когогина был следующим: «Выход один: встроить Казахстан в цепочку поставок». Действительно, для рынка емкостью 3000 грузовиков создавать высоколокализованное производство коммерческой техники слишком накладно и экономически нецелесообразно. Это нам недавно продемонстрировала отечественная Группа ГАЗ, когда начала выпускать трехтонку «Валдай». Наш канал рассказывал об этом.

Кабина, двигатель и много других узлов и агрегатов «валдая» проще импортировать из Китая. Потому что экономика проекта не выдержит никакой критики, если полностью локализовать продукт в РФ.

У КАМАЗа нашелся для Казахстана проект. Когогин продолжает: «КАМАЗ в любом случае должен был инвестировать в литейное производство, так как наши текущие технологии не позволяют добиться качества блока на двигателях К5. Разумеется, мы обсуждали перспективы и с нашим правительством. В Минпромторге тоже считают, что проект положительно повлияет на интеграцию двух национальных экономик».

камаз_казахстан

Вот такая предыстория казахстанского проекта.

Что же и когда будет выпускаться на костанайской площадке.

Начало строительства, как мы уже рассказали, датировано осенью 2020 года. В Костанае в новый завод будет инвестировано более $200 млн. Его площадь составит 28 тыс. кв. м, на который освоят выпуск свыше 40 тыс. т. чугунного литья в год.

Это проект станет для КАМАЗа прорывным в рамках технологической модернизации и позволит выйти на новый продукт. Сейчас блоки двигателей для проекта «Тибет» (Р6, КАМАЗ-910) закупаются в Германии. А через несколько лет их начнут производить в Костанае.

Что касается суммы инвестиций в $200 млн, то часть их поступит от КАМАЗа, но значительно большая часть инвестирует казахстанская сторона, с участием их Фонда развития промышленности.

Штат специалистов будет из местных, которых подготовит Костанайский университет, договоренность с которым уже достигнута. Всего на предприятии  KamLitKZ будет работать  400-500 специалистов.

Какова же будет номенклатура выпускаемой продукции. Оказывается казахстанское предприятие должно покрыть потребности КАМАЗа не только по проекту выпуска рядного 6-цилиндрового дизеля проекта «Тибет», но туда будет вынесен выпуск блока цилиндров для двигателя камазовского V-8 и двигателя Cummins.

Как отмечает директор нового предприятия Владислав Пастушенко, нужно понимать, что костанайская площадка не подменяет литье в Челнах, однако некоторые позиции будут вынесены туда. Это касается, обновление которого требует более современных линий, чем те, которые расположены в Челнах.

Говоря о сроках, Пастушенко отметил, что в 2023 году будет вестись отладка оборудования и начнутся первые поставки. Примерно к середине 2024 года планируется  начать серийное производство.

Кроме того, на заводе KamLitKZ будут выпускать литые картеры мостов, сейчас используются штампо-сварные. Пока такой технологии на КАМАЗе нет, а переход к литым станет огромным шагом вперед.

Отметим и такой момент: KamLitKZ не сможет подменить собой головной завод в Набережных Челнах в полном объеме. Проектная мощность будущего производства неспоставима с существующим, где корпус чугунного литья имеет площадь 389 тыс. кв. м и способен выпускать по 238 тыс. т. продукции в год. В совокупности все литейные цеха на КАМАЗе занимают площадь 750 тыс. кв. метров против будущих 28 тыс. в Костанае.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >