В сентябре прошлого года в городе Костанае на севере Казахстана состоялось событие, о котором до сих пор спорят многие. В присутствии президента Татарстана Рустама Минниханова, премьер-министра Казахстана Аскара Мамлина был дан старт строительства завода KamLitKZ. Наш канал разбирался, зачем КАМАЗу понадобился новый смежник и каковы риски того, что камский автогигант может оказаться без нужных комплектующих.
Действительно, после того как в соседней Украине при президенте Порошенко был взят курс на сворачивание всех экономических связей с Российской Федерацией, и были оборваны кооперационные и прочие поставки продукции, сегодня многие увидели риски таких поставок из стран ближнего зарубежья. Поэтому известие о том, что на севере Казахстана у КАМАЗа появятся два производства было воспринято с некоторой настороженностью.
Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин объяснил ситуацию следующим образом. Казахстан для камского автогиганта является крупнейшим зарубежным рынком. Но, с другой стороны, руководство Казахстана хочет создать высоколокализованный автопром. У них перед глазами пример соседнего Узбекистана, да и РФ тоже. В Узбекистане, как известно, автомобили Chevrolet достаточно высоко локализованы, есть производство двигателей и трансмиссий.
Сергей Когогин раскрыл подоплеку проекта: «Мы продаем в среднем 1,5 тысячи автомобилей КАМАЗ в Казахстане, собственная емкость казахстанского рынка грузовиков держится на уровне 3 тысяч автомобилей. Когда я объяснил правительству республики, что при таких параметрах добиться глубокой локализации в коммерческом транспорте невозможно, мне был задан вопрос: «Какой тогда выход»?
И ответ Когогина был следующим: «Выход один: встроить Казахстан в цепочку поставок». Действительно, для рынка емкостью 3000 грузовиков создавать высоколокализованное производство коммерческой техники слишком накладно и экономически нецелесообразно. Это нам недавно продемонстрировала отечественная Группа ГАЗ, когда начала выпускать трехтонку «Валдай». Наш канал рассказывал об этом.
Кабина, двигатель и много других узлов и агрегатов «валдая» проще импортировать из Китая. Потому что экономика проекта не выдержит никакой критики, если полностью локализовать продукт в РФ.
У КАМАЗа нашелся для Казахстана проект. Когогин продолжает: «КАМАЗ в любом случае должен был инвестировать в литейное производство, так как наши текущие технологии не позволяют добиться качества блока на двигателях К5. Разумеется, мы обсуждали перспективы и с нашим правительством. В Минпромторге тоже считают, что проект положительно повлияет на интеграцию двух национальных экономик».
Вот такая предыстория казахстанского проекта.
Что же и когда будет выпускаться на костанайской площадке.
Начало строительства, как мы уже рассказали, датировано осенью 2020 года. В Костанае в новый завод будет инвестировано более $200 млн. Его площадь составит 28 тыс. кв. м, на который освоят выпуск свыше 40 тыс. т. чугунного литья в год.
Это проект станет для КАМАЗа прорывным в рамках технологической модернизации и позволит выйти на новый продукт. Сейчас блоки двигателей для проекта «Тибет» (Р6, КАМАЗ-910) закупаются в Германии. А через несколько лет их начнут производить в Костанае.
Что касается суммы инвестиций в $200 млн, то часть их поступит от КАМАЗа, но значительно большая часть инвестирует казахстанская сторона, с участием их Фонда развития промышленности.
Штат специалистов будет из местных, которых подготовит Костанайский университет, договоренность с которым уже достигнута. Всего на предприятии KamLitKZ будет работать 400-500 специалистов.
Какова же будет номенклатура выпускаемой продукции. Оказывается казахстанское предприятие должно покрыть потребности КАМАЗа не только по проекту выпуска рядного 6-цилиндрового дизеля проекта «Тибет», но туда будет вынесен выпуск блока цилиндров для двигателя камазовского V-8 и двигателя Cummins.
Как отмечает директор нового предприятия Владислав Пастушенко, нужно понимать, что костанайская площадка не подменяет литье в Челнах, однако некоторые позиции будут вынесены туда. Это касается, обновление которого требует более современных линий, чем те, которые расположены в Челнах.
Говоря о сроках, Пастушенко отметил, что в 2023 году будет вестись отладка оборудования и начнутся первые поставки. Примерно к середине 2024 года планируется начать серийное производство.
Кроме того, на заводе KamLitKZ будут выпускать литые картеры мостов, сейчас используются штампо-сварные. Пока такой технологии на КАМАЗе нет, а переход к литым станет огромным шагом вперед.
Отметим и такой момент: KamLitKZ не сможет подменить собой головной завод в Набережных Челнах в полном объеме. Проектная мощность будущего производства неспоставима с существующим, где корпус чугунного литья имеет площадь 389 тыс. кв. м и способен выпускать по 238 тыс. т. продукции в год. В совокупности все литейные цеха на КАМАЗе занимают площадь 750 тыс. кв. метров против будущих 28 тыс. в Костанае.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен