Недавно прошедший Петербургский Международный экономический форум (ПМЭФ) стал обильным на различные мероприятия и заявления касающиеся развития отечественного автопрома. Наш канал уже рассказывал о соглашении между Volkswagen Group и правительством Калужской области о намерениях по выпуску турбомотора немецкого автопроизводителя. А вот на этот раз мы хотели бы обратить внимание на заявление одного из российских автомобильных олигархов – Вадима Швецова.
Японская компания Mazda, работающая в России в партнерстве с группой Sollers, намерена увеличить локализацию производства на своем заводе во Владивостоке. Об этом рассказал глава и владелец Sollers Вадим Швецов в ходе ПМЭФ. Он также отметил, что речь идет не только о двигательном заводе Mazda, который преимущественно работает на экспорт, а также непосредственно о производстве других автокомпонентов для моделей Mazda, продающихся в России.
Напомним, сегодня двигатель Skyactive-G, выпускаемый во Владивостоке, локализован лишь на 20%. Поэтому заявление российского олигарха выглядит практически сенсационным.
«Мы взяли курс на локализацию из российских компонентов мотора, который поставляется в Японию и другие страны. Мы с японскими коллегами начнем достаточно интересный, но долгий путь по локализации моторов и также автомобилей», — рассказал Швецов.
Посмотрите, как Швецов расставил акценты – сначала мотор, затем модельный ряд. Напомним, в сентябре 2018 года во Владивостоке был открыт моторный завод Mazda Sollers. Производство было торжественно запущено в присутствии президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Выпускают на этом предприятии бензиновые 4-цилиндровые двигатели семейства Skyactiv-G, отвечающие экологическому классу Euro-5. Такими моторами оснащают производимые в России автомобили Mazda 6, CX-5 и СХ-30. Заявленная мощность - 50 тысяч моторов в год. Локализация выпускаемых моторов за этот период выросла с 2% до 20%. То есть, здесь освоили механическую обработку головки блока цилиндров.
Если же, по заявлению топ-менеджера Sollers они собираются увеличивать локализацию, то значит, по примеру других автопроизводителей необходимо создать обработку блока цилиндров, а литье блока и головки блока цилиндров также изготовлять в стране. Причем обратите внимание, литье должно быть где-то рядом. Не будут же заготовки везти из европейской части страны. Например, литье блоков цилиндров для Volkswagen находится в Ульяновске на предприятии фирмы Nemak. От Ульяновска до Калуги всего под 700 км, это аналогично расстоянию между Владивостоком и Хабаровском. Под понятие локализация не попадает ситуация, если блоки и головки будут продолжать завозить из Японии.
Но Швецов также указал и на то, что будут предприняты меры по локализации автомобилей Mazda. И тут ситуация еще более забавная.
Если посмотреть на тот модельный ряд, который выпускает Sollers-Mazda в России, то картина предстает довольно-таки неоднозначная. На внутренний российский авторынок поступают седаны Mazda 6, кроссоверы CX-5, CX-9, а теперь место седанов Mazda 3, поставки которых были прекращены в октябре прошлого года, занял компактный кроссовер CX-30.
Анализируя статистику продаж автомобилей Mazda, можно отметить, что это крепкий середнячок, игрок российского авторынка второй лиги. До первой ему не хватает широты модельного ряда и наличия моделей во всех размерных классах. Посмотрите на нижеприведенную табличку, где представлены данные по итогам прошлого года, когда японская марка заняла 13 место на российском рынке. Или …1,7% рынка РФ. Мало, очень мало для локализации, если сравнить с немецко-чешским тандемом VW-Skoda или корейским Hyundai-KIA.
Табл.1 Продажи автомобилей Mazda
Модели |
Размерный класс |
2020, штук |
Mazda CX-5 |
SUV-C |
20 033 |
Mazda 6 |
D |
4 645 |
Mazda CX-9 |
SUV-D |
1 329 |
Mazda 3 |
C |
385 |
Всего по РФ |
|
26392 |
Составлено по данным АЕБ
По сути, наибольшую «ценность» для Mazda представляют две модели на российском рынке. Это кроссовер Mazda CX-5, который по итогам прошлого года занял пятое место в этом классе SUV, что является неплохим результатом. Этот класс переполнен предложением - сегодня здесь продается 51 модель!!!. То есть CX-5 работает в высоко конкурентной среде. И седан Mazda 6, который в размерном классе D занял четвертое место.
Сегодня эти две модели, а также кроссоверы CX-30 и CX-9 выпускают во Владивостоке. Автомобили собирают по «отверточной» технологии SKD из крупноузловых машинокомплектов, доставляемых из Японии. Местные рабочие только устанавливают силовые агрегаты, навесное оборудование, фары, бамперы и колеса, локализация комплектующих нулевая.
Что из данного перечня узлов и деталей осмелится локализовать Швецов, не озвучено. Да и при тех объемах выпуска на самом деле сложно добиться окупаемости и возврата средств на организацию автокомпонентного производства.
Вы спросите, зачем весь этот дальневосточный сыр-бор с локализацией?
Во-первых, отечественной компании необходимо выполнять обязательства по специнвестконтракту, заключенному с правительством. Во-вторых, высокой степени локализации требуется для компенсаций по утильсбору и прочим видам поддержки.
А может в недрах компании и профильного ведомства есть «хитрый план»? Через несколько лет борьба с праворульными иномарками должна подойти к своему логическому завершению, и дальневосточникам могут предложить вполне конкурентоспособный продукт Mazda?
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен