+79139857900

Законсервированная Россия. Или почему растет число закрытых автозаводов

11 октября 2021 в 07:47

На наших глазах автомобильная Россия проходит период своего «детройта». Хрестоматийный образ Детройта - самого «автомобильного» города в США, где расположены штаб-квартиры крупнейших американских корпораций – General Motors, Ford и Chrysler, сложился по причине закрывшихся в течение 70-80 гг прошлого столетия нескольких автозаводов. Поэтому сравнение с Детройтом напрашивается само собой. Правда, оно условное, слишком большая разница.
Тем не менее, обратиться к теме «замороженных» автозаводов нас заставила информация о том, что сборочный завод «Ставрополь-Авто», расположенный на Северном Кавказе, выставлен на продажу за 4,3 млрд руб. Это современное предприятие производственной мощностью 100 000 автомобилей в год.
Это уже второй «законсервированный» автозавод на Северном Кавказе. Первым был Derways. Причиной закрытия стали налоговые проверки.

zamorozhen3

 

Каковы бы ни были причины остановки автомобильного производства на Кавказе, это все же не скроет главную проблему развития нового российского автопрома – избыточные производственные мощности по выпуску автомобилей.

Сегодня суммарно все автосборочные площадки в РФ могут выпускать порядка 3,7 млн автомобилей в год. Внутренний рынок поглощает примерно половину от этого уровня в разные годы от 1,5 до 1,8 млн автомобилей. Соответственно, при невысоком уровне экспорта автомобилей, в российском автопроме загрузка мощностей составляет примерно 50%.

Составлено по данным АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса)

Этот избыток и создает проблемы – производить небольшой объем автомобилей невыгодно. Предприятия входят в полосу убыточности, из которой не могут выбраться. Потому владельцам их проще закрыть.
Бывают и другие причины – политические, с которыми связан уход в 2015 году американской General Motors из России и закрытие питерского и тольяттинского предприятия этой корпорации. Правда, здесь был относительно счастливый конец. Предприятие в Санкт-Петербурге приобрел корейский Hyundai, а предприятие GM-АвтоВАЗ за небольшую сумму приобрел отечественный автогигант. Да вдобавок, сегодня бюджетную линейку Chevrolet на российский рынок пытаются протолкнуть узбекский и казахстанский автопроизводители. Будет ли такой удачный конец истории у двух северокавказских заводов? Может какой-либо китайский автопроизводитель их приобретет.

zamorozhen_ZMZ_12

Но вот что интересно, в следующем году список закрытых предприятий нашего автопрома может пополниться еще одним активом отечественной группы Sollers. Речь идет о Заволжском моторном заводе. Это предприятие расположено недалеко от Нижнего Новгорода и с 1956 года поставляло на конвейер ГАЗа бензиновые моторы для автомобилей «Волга» и ГАЗ. Однако, во время приватизации моторный завод отошел группе Sollers Вадима Швецова. А Горьковский автозавод стал главным машиностроительным активом Группы ГАЗ Олега Дерипаски. Отношения между двумя бизнесменами нельзя назвать безоблачными, поэтому поставки моторов ЗМЗ были сведены к минимуму. ГАЗ искал моторы для "Газели" на стороне. В конце концов, ГАЗ нашел дизельный Cummins в Китае, а ранее приобрел ульяновский моторный (УМЗ), выпускающий бензиновые моторы.
Из Группы ГАЗ покупателем заволжских моторов до последнего времени оставался Павловский автобус, который ставил древний мотор (недавно ему исполнилось 60 лет) на самую дешевую версию автобуса малого класса ПАЗ-3205. Но сегодня этот мотор отправлен в отставку. Наш канал рассказывал о новом «пазике».

Теперь же в модельной гамме ЗМЗ остался один выпускаемый мотор ZMZ Pro (модель 409), который устанавливается на ульяновские вездеходы УАЗ и коммерческие авто. Но учитывая, что спрос на моторы остается, то было принято решение перенести выпуск этого силового агрегата в Елабугу на экс-фордовский моторный завод, который группа Sollers выкупила у американцев.

zamorozhen_zmz_motor

Следовательно, посчитав затраты, было признано что дешевле выпускать их в Елабуге.
Конечно, для городка Заволжье и рядом расположенного с ним Городца это будет серьезный удар, поскольку ЗМЗ является главным градообразующим предприятием для этих населенных пунктов.
Правда, здесь же в Заволжье у Sollers имеется другое предприятие – «Росалит». Где из алюминия начали изготавливать различные детали и заготовки к моторам Hyundai-KIA, Peugeot, Ford и т.д. «РосАЛит» начал отливать блок цилиндров для дизельного мотора PSA, головки блока цилиндров для двигателя Ford и детали для 2-литровых моторов Hyundai. Но число создаваемых рабочих мест составит совсем небольшое число - 106 новых рабочих мест. Соответственно, высвобождаемым сотрудникам придется искать работу и ездить в Нижний Новгород.
Недавно портал «Автовзгляд» рассказал и такую версию, что вслед за ЗМЗ может быть закрыт и Ульяновский автомобильный завод. Но пока следует с осторожностью отнестись к этой информации. Впрочем, исключать ее нельзя.

zamorozhen_UAZ_patriot

Дело в том, что поиск зарубежного стратегического партнера не принес успеха. О чем мы рассказывали недавно здесь. Проект автомобиля «Русский Прадо» заморожен. В таких условиях одна надежда на госзаказ, органы власти до сих пор заказывают модель «буханки», которая в отчетах Ассоциации европейского бизнеса именуется как UAZ Classic Commercial (за 3 кв. 2021 года продано 8 395 авто), да еще УАЗ Профи, конкурент Газели. И, конечно, вездеход УАЗ Патриот. Но все же с таким древним модельным рядом марка УАЗ обречена на угасание. Не хотелось бы, чтобы в историю наряду с ЗИЛом, АЗЛК ушел и ульяновский завод УАЗ.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >