В мировом автопроме, как известно, если не брать последние пару лет, на которые выпали катаклизмы, одной из самых актуальных проблем были избыточные производственные мощности. До пандемии и современный российский автопром также столкнулся с этой проблемой.
В легковом автостроении из всех автомобильных заводов РФ только один работает на полную мощность. Это расположенный в Санкт-Петербурге предприятие «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус». Рассчитанный на выпуск 230 тысяч автомобилей, он все эти годы выпускал на один-два десятка тысяч автомобилей больше, показывая чудеса загрузки.
А вот что происходит с другими автосборочными заводами? Они работают не на полную мощность, и если начинают приносить убытки, то их владельцы начинают думать, как избавится от проблемного актива. В мировой практике известно много случаев, когда целые автозаводы переходили из рук в руки автопроизводителей. Бывали и примеры крайних случаев, когда приходилось разрушать заводские корпуса и использовать площадку под другое назначение.
В современной Российской Федерации появились и такие примеры. В этой череде Завод имени Лихачева в Москве, на месте корпусов которого выросли бизнес-центры и даже жилые кварталы. О другом московском примере, как сегодня используется площадка «Москвича» на так называемом «Сукином болоте» наш канал рассказал здесь.
Печально сложилась судьба Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ). Это был первый частный автозавод в современной РФ. Площадка и заводские корпуса достались владельцу весьма далекому от автомобилестроения, но близкому к торговле металлом. До сих пор нет ясности в судьбе черкесского завода «Дервейз» и предприятия «Ставрополь Авто».
Но в России есть и приятные исключения. Так несказанно повезло бывшему заводу General Motors в Санкт-Петербурге. В ноябре прошлого года площадку приобрела дочерняя компания автоконцерна Hyundai. Сегодня завод на реконструкции и через год на нем наладят выпуск кроссверов Hyundai Tucson, KIA Sportage и Hyundai Palisade. Также повезло и бывшему фордовскому заводу во Всеволожске, где другое подразделение корейского концерна прибрало простаивающее предприятие в свои руки.
Но сегодня речь пойдет о другом проекте. Четыре года назад стало известно, что японская компания Hino, один из крупнейших производителей грузовой техники, и одновременно являющаяся подразделением Toyota, все же решилась на строительство своего предприятия в России. Была выбрана площадка в подмосковных Химках.
Напомним, что в 2017 году Hino Motors подписала с правительством Московской области соглашение о реализации инвестиционного проекта. Первый срок запуска производства автомобилей был намечен на середину 2019 года. Второй срок был передвинут на май 2020 года, но именно на него пришелся локдаун. В очередной раз пришлось отодвинуть его уже на весну 2022-го. Теперь же вообще говорят о 2023-м.
Причем соглашение между Hino Motors и правительством Подмосковья не расторгнуто. Также в правительстве отмечают, что построена «коробка», то есть завершено строительство здания, проводятся отделочные работы, выполнено благоустройство.
Задержка якобы связана с процедурой банкротства генерального подрядчика компании «А Плюс Инжиниринг».
Но не прошло незамеченным недавнее интервью в газете «КоммерсантЪ» руководителя другой японской компании Isuzu Фабриса Горлье, где он отметил, что подмосковный проект Hino приостановлен. Различные источники также говорят о том, что японская компания предлагала химкинскую площадку другим автоконцернам, а также искала российского партнера, чтобы получить доступ к льготам. Все это напоминает потуги баварского автопроизводителя BMW, который некоторое время назад хотел построить свое производство в РФ, в Калининграде. Наш канал подробно освещал этот вопрос.
Также как и в случае с BMW японский концерн Hino Motors не заключил специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом РФ, поэтому ему не положены компенсации утильсбора. А льготный режим теперь тесно увязан с высокой локализацией. Учитывая небольшую мощность предприятия, вряд ли японцы пойдут на огромные инвестиции в локализацию автомобилей.
Вдобавок, самой популярной моделью в линейке Hino в России являются младшие модели автомобилей серии 300. А этот сегмент рынка уже плотно занят как зарубежными игроками, например корейским Hyundai, китайскими Foton и JAC, вдобавок на нем играют японские Isuzu, Fuso. Тем более в эту нишу в апреле вторгается проект «Компас» отечественного КАМАЗа. Да вдобавок уже серийно выпускается нижегородский «Валдай Next». Поэтому хотя никто и не говорит о заморозке проекта, его целесообразность под вопросом. Будет жаль, если в России станет на один замороженный проект больше.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен