+79139857900

Новая автомобильная столица России

23 декабря 2021 в 10:57

Недавно министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в своем выступлении поблагодарил Иосифа Сталина за развитие промышленности. Это был неожиданный пассаж в сторону генералиссимуса из уст действующего чиновника. Впрочем, стоит заметить, что в сталинские  времена в стране появилось несколько центров отечественного автомобилестроения – Москва, Горький, Ярославль в межвоенный период. Ульяновск и Миасс в годы войны. Минск после войны. При Леониде Ильиче Брежневе были построены два самых крупных центра автомобилестроения страны в Тольятти и Набережных Челнах.

 А вот в постсоветское время новой автомобильной столицей Российской Федерации, несомненно, стал Санкт-Петербург. И этому существует объяснение. Обычная география. Если в советские годы размещение центров автомобилестроения происходило преимущественно во внутренних районах СССР, то с открытием границ и интеграцией в мировой автопром самыми важными становились внешние связи. А, как известно, Санкт-Петербург – это крупнейший морской порт страны. Но его связи пока используются, отнюдь не для экспорта российской продукции автомобильной отрасли, а для импорта (ввоза) комплектующих и прочих необходимых узлов, деталей, оборудования и др.

 Как известно, в советском городе Ленинграде не было крупных автосборочных заводов. Специализация промышленности города на Неве была несколько иной. Уже в постсоветской России здесь возник огромный кластер автостроения, который может «бросить перчатку» Тольятти, как самому крупному российскому автомобильному центру.

 hmmr_ford

Все началось в 2002 году, когда здесь было открыто первое предприятие принадлежавшее зарубежному автопроизводителю. Пионером выступил американский Ford, который на территории филиала завода «Русский дизель» организовал выпуск автомобилей Ford Focus. Увеличившаяся популярность этой модели на рынке России привела к тому, что уже в первые тучные годы в 2007-м американская компания увеличила производственную мощность предприятия с 72 до 125 тыс. автомобилей в год.

Правда, в 2019 году американский автопроизводитель принял решение о свертывании деятельности в России. Сегодня нам известно, что бывшие автосборочные цеха Ford приобрела дочерняя компания входящая в корейский конгломерат Hyundai. И она не собирается восстанавливать на этих мощностях выпуск автомобилей. Но о корейском этапе в формировании Санкт-Петербурга как автомобильной столицы России расскажем ниже.  

Японцы на берегах Невы

После успешного производственного старта Ford  на Санкт-Петербург обратили внимание сразу три японских автопроизводителя – Toyota, Nissan и Suzuki. Отметим, что этот интерес был подогрет законодательным оформлением условий так называемой «промсборки-1», которые были закреплены правительственным постановлением.

Toyota сразу же, не откладывая в долгий ящик, в 2005 году приступила к строительству в Шушарах своего завода. В 2007 году с конвейера этого предприятия сошли первые автомобили. Сегодня это современный завод производственной мощностью 100 тыс. автомобилей в год, который выпускает две модели – кроссовер Toyota RAV4 и седан Toyota Camry.

 HMMR_toyota

Строительство завода Nissan Motors Manufacturing Rus в промзоне Санкт-Петербурга Каменка началось в 2007 году. А в 2009 году первые автомобили выехали из ворот предприятия. Первоначальная мощность предприятия 50 тысяч автомобилей в год, которая впоследствии была удвоена.

Сегодня японский автопроизводитель продает в России только автомобили класса SUV, поэтому в производственной линейке выпускаемых на заводе в Санкт-Петербурге следующие модели – Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano.

 HMMR_nissan

Если два японских предприятия более-менее успешно уже более десятилетия работают в городе на берегах Невы, то с третьим японским автпроизводителем вышла иная история. Примерно в те же годы с представителями Смольного вела переговоры и японская компания Suzuki Motors.

Российский автомобильный рынок в те первые тучные годы активно рос и развивался, поэтому интерес к нему был высоким. Но поскольку японская компания Suzuki по масштабам все же игрок второго ряда и не относится к гигантам японской автоиндустрии, а возможности его инвестирования сильно ограничены, то такому концерну приходится выбирать, куда целесообразнее вкладывать и по каким направлениям развиваться. То ли специалисты и руководство компании посчитали что перспективнее работать на индийском рынке вместе со своим партнером Maruti, то ли японцев поманили открывшиеся сияющие перспективы союза в альянсе с немецким Volkswagen, но в конце концов, представители японского концерна начали делать странные заявления. Мол, не подходит площадка, для ее освоения нужны огромные инвестиции в водопонижение и т.п. В общем, привлечь третьего японского автопроизводителя в Санкт-Петербург не удалось.

 hmmr_4_plant

Корейские планы

Недавно в Санкт-Петербурге отмечали круглую дату -10 лет со дня начала работы завода корейской Hyundai Motors. Можно без обиняков заявить что это самый успешный проект зарубежного автопроизводителя в России. Завод «Хёндэ Моторс Мануфактуринг Рус» второй по показателю производственной мощности после АвтоВАЗа. Он может выпускать 230 000 автомобилей в год. Правда, в течение ряда лет он выпускал по 240-245 тыс. автомобилей, показывая чудеса загрузки мощностей.

HMMR_5

Сегодня с конвейеров этого предприятии сходят кроссовер Hyundai Creta, седан Hyundai Solaris и семейство автомобилей KIA Rio.

В конце прошлого года было объявлено о том, что корейский концерн в лице дочки приобрел еще один автомобильный актив, находящийся в Санкт-Петербурге. Это бывший завод американского автомобильного гиганта General Motors. Его производственные мощности составляли 108 тыс. авто в год. Таким образом, потенциал выпуска автомобилей корейских марок приблизился к 338 тыс. штук в год, а это не много нимало мощность линии В0 на АвтоВАЗе.

HMMR_1

Если же в целом сложить все производственные мощности, которые были построены в Санкт-Петербурге зарубежными автопроизводителями, то они сегодня составляют 538 тыс. автомобилей в год. Эта цифра, конечно же, ниже чем мощности АвтоВАЗа в Тольятти (950 тыс. авто в год), но выше чем в Калуге, где немецким Volkswagen и франко-японским альянсом Peugeot-Mitsubishi построены два автозавода с суммарной мощностью 350 тыс. авто в год.

У корейского концерна открылись большие виды на Санкт-Петербург. Недавно объявлено, что на бывшем заводе GM в 2023 году начнется выпуск кроссоверов Hyundai Tucson и KIA Sportage, а также Hyundai Palisade. Причем по полному циклу. В сентябре был открыт моторный завод, который расположен рядом с предприятием Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус. Его производственная мощность после создания второй очереди выйдет на показатель 330 тыс. моторов в год. Это силовые агрегаты серии Gamma (1.6) и Nu (2.0).  Наш канал рассказывал об этом производстве и степени локализации. Наверное, сегодня корейский автопроизводитель является драйвером создания в северной столице большого автомобильного кластера, с многочисленными поставщиками на конвейер.

 hyundai tucso

Вот так за полтора десятилетия в России появился новый автомобильный центр в Санкт-Петербурге. И за этот короткий промежуток времени он пережил не только эйфорию от ввода в строй новых мощностей, но и два ухода крупных игроков мирового авторынка. А в основе всего этого лежит глобализация мирового автопрома. Вот так РФ нашла свое место в этом процессе.

Табл. 1 Производственные мощности и выпускаемые модели автопроизводителей в Санкт-Петербурге

Автопроизводитель

Производственная мощность, шт.

Выпускаемые модели

Hyundai (ХММР)

230 000

Hyundai Creta, Hyundai Solaris, KIA Rio

Hyundai (экс. завод GM)

108 000

Перспективная линейка: Hyundai Tucson, KIA Sportage, Hyundai Palisade

Toyota

100 000

Toyota RAV4, Toyota Camry

Nissan

100 000

Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano

Всего

538 000

 

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >