+79139857900

Новая нормальность и перспективы рынка автосервиса

1 ноября 2021 в 17:16

События последних двух лет наложили неизгладимый отпечаток на рынок сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Наш материал о том, какова же оказалась «новая нормальность» рынка автосервиса, и что ждет его в самой ближайшей перспективе.

 

События первой половины 2020 года сегодня уже кажутся далеким прошлым. Нелишне вспомнить, что в 2020 году произошло падение курса рубля, вызванное снижением цен на нефть и ухудшением общемировой экономической ситуации. Это привело к тому, что спрос на новые автомобили резко просел, и прошлый год оказался кризисным — в очередной раз.

Данные изменения затронули не только рынок новых автомобилей, изменился спрос и на подержанные автомобили. И как следствие всех этих явлений произошли изменения в поведении автомобилистов в части лояльности, срока владения и других характеристик и индикаторов рынка. Одновременно было  зарегистрировано снижение интенсивности использования общественного транспорта, а также рост интенсивности использования личных автомобилей для дальних путешествий. Это отразилось на величине пробегов: они не только восстановились до значений 2019 года, но и несколько превысили их. Это хорошая новость для сервисменов, работающих на рынке послепродажного обслуживания автомобилей.

Аналитическое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует в текущем году незначительное снижение уровня продаж новых легковых автомобилей при сохранении сложившейся конъюнктуры. Международное агентство составило отчет по рынку легковых автомобилей в России и перспективам его развития в 2021–2027 гг. Согласно прогнозу PwC, в РФ в 2021 году будет продано 1,47 млн легковых автомобилей, т. е. на 1,2% меньше прошлогоднего, на который пришелся ковидный кризис. Долгосрочный прогноз на шестилетнюю перспективу имеет вероятностный характер, но тренды, которые обозначились сегодня сложно игнорировать, поскольку они существенно определяют поведение рынка на год-два вперед.

 transervice_07_2021_CMYK-40

Согласно другому прогнозу, составленному Gruzdev Analyze, движущийся парк легковых автомобилей в РФ, который в январе 2021 года составлял 35,5 млн транспортных средств, в 2022 году не увеличится и останется примерно на нынешнем уровне.

Также прогнозируется, что будет расти и средний возраст Российской Федерации. На сегодня этот показатель автомобильного парка составляет 10,4 года. В следующем 2022 году он увеличится до 10,6 лет, а еще через год составит 10,9 лет. Это также можно интерпретировать как «хорошую» новость для сервисменов, поскольку чем выше средний возраст отечественного автомобильного парка, тем больше технически сложных операций выполняется в автосервисах.

Парк автомобилей будет стареть вследствие недостаточного объема продаж новых автомобилей. Подсчитано, что для стабилизации возрастного показателя и последующего омоложения автопарка, объемы продаж новых автомобилей в России необходимо поддерживать на уровне 2 млн транспортных средств в год. Пока же данный уровень для российского авторынка недостижим. Кроме того, если в стране начнутся массовые продажи электрических транспортных средств, то средний возраст автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, будет возрастать еще быстрее.

 

transervice_07_2021_CMYK-39

 

 

Запчасти как
двигатель прогресса
 

Еще один интересный для автосервисного сегмента вывод, который фиксирует аналитическое исследование Gruzdev Analyze, заключается в том, что в условиях так называемой «новой нормальности» в поведении водителей не наблюдается четкий тренд на увеличение объемов самостоятельного выполнения работ. Правда, здесь все несколько сложнее.

Доля автовладельцев, которые самостоятельно приобретают и самостоятельно устанавливают запчасти. за пять лет снизилась на два процентных пункта. Если в 2017 году таких автомобилистов было одна треть (33%), то в текущем году их доля составляет уже 31%. Также на два процентных пункта снизилось количество тех автолюбителей, которые приобретают запчасти в автосервисе и доверяют установку специалистам этих автосервисов. На самом деле это большая тема для серьезного разговора о продажах запчастей в автосервисе. В нашем материале мы физически не можем углубиться в обсуждение.

Таким образом, прошлогодний кризис повлиял на поведение российских автомобилистов: за исследуемый пятилетний период выросло число тех, кто самостоятельно покупает запчасти, но доверяет их установку специалистам автосервиса. Доля таких автомобилистов увеличилась на пять процентных пунктов.

В принципе, ничего необычного в этом нет. Причиной такого поведения автовладельцев стала не пресловутая выгодная экономия денежных средств, главным движущим фактором этого явления является стремительно ворвавшаяся на автомобильный рынок электронная торговля запчастями.

Ключевую роль в этом процессе сыграл пандемийный 2020 год, который существенно изменил поведение потребителей из-за объявленного властями карантина. Среднестатистический горожанин теперь предпочитает покупать преимущественно онлайн. Доля таких продаж на рынке автозапчастей за исследуемый пятилетний период беспрецедентно увеличилась с 18% до 25%. Таким образом, сегмент онлайн-продаж  захватил четверть рынка запчастей.

Одновременно несколько снизилась доля продаж запчастей через традиционные магазины, оффлайн продажи уменьшили свою долю на 4 процентных пункта. Также уменьшилась реализация через официальные дилерские центры. Впрочем, в основе этого тренда, конечно же, негибкая политика дистрибьюторов и относительно высокие цены «оригиналов».

Наибольший рост демонстрирует сегмент продаж запчастей через сетевые независимые автосервисы. Если пять лет назад такой канал поставки составлял всего 3% от общего объема реализации запчастей, то сегодня он увеличил свою долю до 11%. В основе этого беспрецедентного роста, конечно же, находится правильно выбранная политика приоритета покупки запчастей и расходных материалов клиентом непосредственно в автосервисе. Ни один потребитель не способен отследить поставку запчастей так, как это делает автосервис, работая напрямую с производителем. Покупая запчасти у случайных продавцов, потребитель рискует и остается незащищенным.

Сетевые СТО, проводящие такую согласованную политику по запчастям, также находятся в выигрыше в сравнении с независимыми станциями технического обслуживания, которые вынуждены идти на поводу у клиентов, чтобы не растерять лояльную аудиторию. Такая политика приводит к тому, что доля автозапчастей, приобретаемых через НСТО за пятилетний исследуемый период, сократилась с 20 до 17%.

Из анализа данных исследования можно сделать закономерный вывод. Сегодня рынок не подает каких-либо сигналов к перекосам потребительского спроса. Поэтому не стоит утверждать, что клиент сейчас готов покупать только самые дешевые запчасти. Спрос на запчасти среднего ценового сегмента стабильно держится на достаточно высоком уровне, позволяя автосервисам хорошо зарабатывать. Если субъект рынка автосервиса хочет продавать запчасти – при грамотной организации, выверенной ценовой политике эта деятельность даст существенную часть выручки предприятия. При этом, конечно, сервис должен заниматься снижением показателей по наценке и показывать выгоды клиентам.

transervice_07_2021_CMYK-4DD

Новая нормальность и будущее 

Впрочем, рисовать благостную картину ситуации на рынке автосервиса было бы необъективно и тенденциозно. Перед участниками рынка строит много вызовов и рисков.

До сих пор у автовладельцев наблюдается невысокое доверие к автосервисным предприятиям оттого, что кто-то из них столкнулся с некачественно проведенными работами, высоким чеком, высокой стоимостью запчасти, которую впоследствии сравнил с ценой автомагазина и др. Причин для появления такого недоверия очень много. Важно работать с клиентом и купировать риски недовольства.

Специалисты Gruzdev Analyze также называют среди таких негативных предпосылок уверенность потребителя в высоких ценах в автосервисах.

Еще одним фактором, работающим против предприятий отрасли, называется самостоятельный ремонт.

Также довольно острой в отрасли является кадровая проблема, вызванная потерей системы профобразования.

 transervice_07_2021_CMYK-39F

Специалисты обращают внимание на следующие тенденции, которые непосредственно будут оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие рынка автосервиса и запчастей, а также способствуют переформатированию его в будущем.

•   высокий интерес автопроизводителей и производителей запчастей к онлайн-продажам;

•   развитие агрегаторов и маркетплейсов;

•   развитие компьютеризированных систем автомобиля;

•   увеличение количества аппаратуры для обслуживания автомобиля;

•   дефицит кадров рабочих профессий;

•   снижение квалификации кадров;

•   экономические трудности населения и желание сэкономить. 

 

Данные тренды, которые можно охарактеризовать как в целом неблагоприятные, могут привести к ситуации, когда запчасти будут продаваться в основном онлайн, а доля автосервисов в продаже автозапчастей будет снижаться. Со временем может произойти «деградация» автосервисов до выполнения функций доставщика и установки запчастей, где роль механика уменьшится до функций оператора установки. При таком варианте развития, произойдет увеличение количества СТО одновременно с уменьшением размера автотехцентров. 

Таким образом, перспектива развития рынка автосервиса видится в дрейфе к кардинальному изменению каналов продажи запчастей и всей товаропроизводящей цепочки. Каналы сервиса может постигнуть участь «уберизации».  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Развитие российского рынка электротранспорта

Автомобильная индустрия сегодня  характеризуется ...

26 фев 2022 в 11:32

Подробнее >
Photo

Год несбывшихся прогнозов

Оживление на автомобильном рынке Российской Федерации, наблюдавшееся в первой...

26 фев 2022 в 01:01

Подробнее >
Photo

Автомобильная платформа российского автопрома

Сегодня подавляющее число моделей автомобилей, сходящих с конвейеров заводов в...

6 дек 2021 в 07:39

Подробнее >