+79139857900

Новая реальность рынка автосервиса

2 февраля 2021 в 09:29

Выставка MIMS Automechanika из-за известных событий прошла в онлайн-формате. Тем не менее, интерес к главному форуму рынка автокомпонентов, автозапчастей и автосервиса был высок как никогда. Причина тому – новая реальность, в которой оказались не только участники рынка, но и автомобилисты, главные потребители их услуг и товаров. Поэтому главное внимание участников и гостей международного форума было приковано к деловой программе. Многие хотели услышать ответы на вопросы: что такое новая реальность, как вести свой бизнес, какие ориентиры теперь определяют рынок.

 

 

Современной ситуации, сложившейся на автомобильном рынке страны, пока еще не дали точного обозначения. Одни называют ее «новой нормальностью», другие – «новой реальностью», но от этого не меняется суть. Эволюционные изменения вмиг стали революционными. И это главная характеристика прошедшего года. Теперь главное – осмыслить эту реальность. Об этом и многом другом говорилось на деловой площадке форума.

Работы прибавится – парк будет стареть 

Восстановление автомобильного рынка в прошлом году произошло по китайскому формату: когда были сняты ограничения, продажи автомобилей вернулись на уровень 2019 года, а в некоторых случаях превысили их. Именно так произошло на китайском рынке, где показатели также  восстановились по V-образному сценарию. В РФ в прошлом году продано 1,59 млн автомобилей. Автомобильный парк страны при таких объемах рынка новых автомобилей не уменьшается: выбытие парка за год составит 1,4 млн. Соответственно, автопарк даже немного вырос.

Автопарк страны вошел в период очень медленных темпов роста, который можно определить как  стагнационный этап. Это в текущей ситуации все же не так плохо. В РФ парк автомобилей на перспективу останется стабильным по количеству, но изменится его структура.  

В возрастной структуре самый большой сегмент, который составляет более 12 млн, – автомобили в возрасте 6-10 лет. Также будет расти доля автомобилей в возрастной группе от 11 до 15 лет. В целом средний возраст парка будет увеличиваться.

«Зачем нужна вся эта информация?»,- задается вопросом Александр Груздев, международный эксперт и генеральный директор компании Gruzdev Analyze. Когда в прошлые годы парк автомобилей прирастал высокими темпами, поскольку продажи новых автомобилей были на высоком уровне, тогда росло и количество операций постпродажного обслуживания автомобилей на сервисном рынке. «Многие компании и СТО работали в этой благоприятной среде:  рынок растет – растет и мой бизнес», - утверждает А. Груздев.

 

запчасNYJKти_11

 

 

В силу старения парка будет  приходить понимание, какие операции по обслуживанию и ремонту будут расти, а какие снижаться. У более возрастных автомобилей больше поломок, соответственно, больше технически сложного ремонта. Руководителям сервисных станций важно учитывать тренды, происходящие в автопарке города, региона.  

Экономная экономика потребителя 

Второй негативный тренд на авторынке касается доходов населения. Приходится констатировать: падает платежеспособный спрос. Водители, согласно опросам, сообщают, что произошло снижение доходов примерно на 13% (опрос проводился осенью 2020 года). В самый разгар локдауна падение доходов было зафиксировано на уровне 27%. В перспективе, если экономика продолжит тренд на восстановление, то платежеспособный спрос может достигнуть докризисных значений. Но пока снизившиеся доходы автомобилистов стали весомым фактором, определяющим поведение потребителей на автомобильном рынке.  

Думаете ли вы экономить на обслуживании своего автомобиля? Практически треть автомобилистов (32%) отвечают утвердительно. Но обычно ответы на такие прямые вопросы не дают исчерпывающей картины. В этом случае важно понять, на каких операциях  собираются экономить клиенты автосервиса  и автомастерских? Очевидно, что «просядет» тюнинг, установка каких-то дорогих аксессуаров и т.п. Также при условии ограниченности денежных средств потребители обычно откладывают ремонт. Например, кузовные проблемы, которые не мешают эксплуатации автомобиля.  

Но в то же время при поломке автомобиля автомобилисты сегодня не готовы поставить машину и воспользоваться альтернативными средствами передвижения: общественным транспортом, каршерингом и даже такси. Жители крупных городов сейчас особенно опасаются общественного транспорта – из-за боязни заражения. Статистика утверждает, что поездки на общественном транспорте существенно сократились, и наоборот, увеличилось использование личного транспорта. Автомобиль в период пандемии стал капсулой с защитными функциями.

Как интернет ворвался на авторынок

Сегодня на наших глазах формируется новая реальность автомобильного рынка. И в этой реальности нет места для моделей поведения, к которым привыкли игроки рынка автозапчастей и автосервиса.

Сегодня на рынке большое количество офлайн точек продаж запчастей, которые потеряли объемы в силу того, что автомобилисты попросту не доехали до этих автомагазинов во время ограничительных мероприятий. Это привело к грандиозному скачку интернет-продаж. Интернет за короткий период времени стал основным  каналом продажи запчастей. Это один из самых главных итогов 2020 года, которые повлияют на продажи и постпродажное обслуживание автомобилей в ближайшие годы.

Выбор запчастей в интернете имеет ряд особенностей. Рядом с клиентом нет менеджера по продажам, который подскажет, который может повлиять на выбор, обратить внимание на марку автозапчасти и т.п. При этом в Интернете у клиента много другой информации, которую он может без труда получить. Поисковик всегда «под рукой», и это существенно изменяет ситуацию выбора.

Цена «всему голова» 

Сегодня к большинству дистрибьюторов и производителей запчастей приходит понимание, что при продажах в интернете главной побудительной причиной выбора становится фактор цены. На вопрос, сравнивали ли вы цены на запчасти, количество положительных ответов выросло с 22 до 44%. Примерно аналогичный рост в ответах на вопрос: сравнивали ли вы цены на обслуживание в СТО? В течение прошлых лет доля ответивших положительно на данные вопросы росла очень медленно. Сегодня же данный эволюционный тренд нарушен, «ковидный» кризис изменил поведение аудитории, которая стала сравнивать цены на товары и услуги.  Это также одно из последствий снижения платежеспособности автомобильной аудитории.

 

масло-в-автосKDTервисе

 

 

Сегодня руководителям и менеджерам автосервисов важно знать, что более трети клиентов сравнивают цены. То есть весомая часть аудитории будет проверять, насколько адекватные цены выставляет СТО, будут сравнивать с ценами конкурентов и делать соответствующий выбор.    Причем клиенты сравнивают цены на услуги как в онлайн, так и в офлайн – во время личных визитов в автомастерскую.

Но в то же время 64% клиентской аудитории не проводят сравнений цен.  Соответственно, их выбор СТО зависит от других критериев. А выставляемый уровень цен за работу и запчасти они считают приемлемым. Он не выбивается из их представления, сколько данная услуга должна стоить.

Ценовые предпочтения

Впрочем, фактор цены имеет разный вес при выборе товаров для автомобилей. Это хорошо иллюстрирует такой пример. Если автотовар имеет цену до 1000 рублей, то в критериях его выбора цена будет лишь на 9-м месте. Только 4% опрошенных водителей будут учитывать цену таких товаров.

В категории автотоваров стоимостью от 1000 до 5000 рублей на фактор цены, как на критерий выбора, указывают уже  34% водителей,. Цена уже перемещается на первое место. Хотя разрыв с фактором выбора, который оказался на втором месте - всего два процентных пункта.

Для запчастей стоимостью более 5000 рублей уже 58% автомобилистов указывают на цену в качестве главного критерия выбора. А разрыв между первым и вторым критерием уже составляет  15%.

В целом, чувствительность к цене у автомобильной аудитории при выборе запчастей существенно возросла.  Это также фиксируют исследования. При разнице в цене двух аналогичных товаров до 30%, около 81% водителей сделают выбор в пользу более дешевого продукта. Поэтому для многих качественных запчастей и товаров премиальных брендов наступят непростые времена. В условиях снижения платежеспособности населения в ближайшие год-полтора придется работать в новой реальности. Люди потеряли в доходах, в результате выросла важность цен для потребителя. Вместе с тем и руководители СТО должны учитывать новую реальность и устанавливать адекватные цены в связи с изменившимися доходами населения.

Интересно проиллюстрировать эти тренды на примере моторного масла. Еще несколько лет назад критерием выбора масла была защита двигателя – это был фактор выбора «номер один». Цена отходила на второй план. Сейчас факторы выбора поменялись местами. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >