+79139857900

Новинка КАМАЗа обещает быть популярной

16 февраля 2020 в 15:43

Сегодня камский автогигант является крупнейшим производителем грузовых автомобилей в стране. С его конвейеров сходит самая разнообразная техника. Ассортимент выпускаемой КАМАЗом техники стал настолько широким, что это  стоит отдельного разговора. А вот насколько она конкурентоспособна, этот вопрос как то всегда уходит из поля зрения?

Не секрет, что у камского автогиганта есть дочернее предприятие - Нефтекамский автозавод (НефАЗ). Эта производственная площадка, расположенная в соседнем Башкортостане, появилась одновременно с главным предприятием в Набережных Челнах. Его специализация отличается от головного предприятия-гиганта. Самосвалы, а также большой ассортимент техники на шасси КАМАЗа, это «лицо» НефАЗа. Но сегодня речь пойдет не о них. НефАЗ широко известен благодаря и пассажирской технике.

 

Сегодня НефАЗ – это третий по величине в стране автобусный завод, после Павловского и Ликинского. Уже много лет в рейтингах продаж это предприятие входит в тройку российских ведущих автобусостроителей. Так и по итогам прошлого 2019 года он вошел в тройку.

 

Производство пассажирской техники на НефАЗе началось не сразу в 70-ые годы, когда был запущен КАМАЗ, а сравнительно недавно, в 2000 году. Первой моделью автобуса большой вместимости стал НефАЗ-5299, который фактически сделан по чертежам другой пассажирской модели – ЛИАЗ-5256. Выкатка и презентация первого камского автобуса состоялась 6 декабря 2000 года.

 nef_333

Тут стоит провести небольшой экскурс в те уже далекие годы. Тогда Ликинский автобусный завод находился в коме, а городам страны требовались для перевозочного процесса автобусы. То есть это производственное направление КАМАЗа появилось в нужный период времени и в нужный час. Вдобавок, завод двигателей снабжал автобусосборочные производства страны мотором собственного изготовления КАМАЗ-740 V8. Немного ранее, автобусное производство появилась на Минском автозаводе (МАЗ). Сначала они делали копию высокопольного автобуса Neoplan, а затем сконструировали полунизкопольники и низкопольники (МАЗ-103, МАЗ-203). Зачем мы об этом вспоминаем? Да потому что площадкой для конкуренции между МАЗами и НефАЗами оказалась столица Татарстана - Казань. Муниципалы брали в свои парки как МАЗы, так и НефАЗы, а частные извозчики сосредоточились на НефАЗах. Но бывая в республиканской столице наяву видишь эту конкуренцию.   

 

Сегодня НефАЗ является не просто третьим автобусостроителем страны. Открыто новое направление – производство электробусов. Месяц назад подписано третье по счету соглашение о поставке в адрес «Мосгортранса» партии из 200 электробусов. Но это будущее.

В прошлом году по городам и весям  Российской Федерации разошлись 1404 НефАЗа, это несколько меньше, что ЛИАЗов (1593 шт.). Но в целом НефАЗ-5299 по количеству проданных машин занимает первое место в классе больших городских автобусов. И третье почетное место в рейтинге всех автобусов всех классов России, пропуская вперед две модели «пазиков» малого класса.

Потребности же отечественного рынка городских пассажирских перевозок больших городов сегодня – это автобусы большого и среднего классов. В малых городах, как известно, доминируют «пазики» - автобусы малого класса.

nef__332

Учитывая жесткую конкуренцию со стороны как отечественных производителей (ЛИАЗ, Волжанин), так и белорусской техники, на предприятии серьезно подошли к модернизации традиционного большого городского автобуса НефАЗ модели 5299. Сначала был построен полуникопольный вариант машины. Затем, в моторный отсек был установлен двигатель Cummins ISBe6.7. Он выпускается на совместном предприятии «Камминз-КАМА» здесь же в Набережных Челнах. Это в лучшую сторону повлияло на экономику пассажирских предприятий, да и комфортность поездок на таких автобусах улучшилась – снижен уровень шума и вибрации. Были заменены кузовные панели передней части автобуса.

e_bus_kamaz  

Сегодня НефАЗ представляет рестайлинговую низкопольную модель. Дизайн автобуса коренным образом переработан. Вместо простых прямоугольных форм знакомого нефазовского силуэта дизайнеры постарались придать пассажирской технике интересные линии и очертания. Автобус получился современным. Поскольку сегодня на многих муниципальных закупках фигурирует газомоторная техника, то и новый автобус выпускают в варианте работы на компримированном газе. Правда, для этих целей удачно подходит китайский мотор Weichai WP7NG.

 e_bus_Kamaz22

Но сегодня НефАЗ не оставляет попытку проникнуть в средний класс городских автобусов (длиной 8-9 метров). у этого класса автобусов очень интересная история. Наш канал ее подробно освещал.

В середине прошлого десятилетия эту нишу во многих городах РФ заняли китайские 9-метровые автобусы. Отечественных разработок фактически не было. Если быть точным, то в эту нишу пытались залезть автобусы с рамной конструкцией. Да и сегодня эта традиция не исчерпана, достаточно посмотреть на разработки Павловского автобусного. Причем причудливо удлиняя заднюю площадку, чтобы удовлетворять принципам программы «Доступная среда». Напомним, что Российская Федерация в 2008 году присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году появилась госпрограмма «Доступная среда», отсюда и стало возможным появление пассажирской низкопольной техники.

В то самое время, когда китайцы оккупировали наши города, все же появилась 8-метровая модель у Минского автомобильного завода – МАЗ-206/226. В ТОП-10 автобусного рынка России она длительное время была в списке. Сегодня в этот класс автобусов активно проникла модель ЛИАЗа-4292. теперь это самая популярная российская 9-метровая модель автобуса. Согласно статистике АСМ-Холдинга эта ликинская модель разошлась в количестве 239 штук по городам и весям. Точнее, по Подмосковью, ведь сегодня выполняется госзаказ правительства МО.

И вот на последней выставке Comtrans нефазовцы в своей экспозиции показали НефАЗ-4299. Этот городской полунизкопольный дизельный автобус как раз может стать отличным решением для маршрутов с невысоким пассажиропотоком (вместимость 72 пасс.). Тем более что автобус полностью соответствует программе «Доступная среда» пятому экологическому классу, оснащён автоматической КП, а заезд инвалидной коляски в отличие от высокопольных автобусов типа ПАЗ «Вектор 3» не требует сложных манипуляций с гидроподъёмником. В современном российском городе с населением более 100 тысяч чел. на маршрутах не должно быть ни фургонбусов, ни рамных автобусов на шасси коммерческих грузовиков с рессорной подвеской.

 nef_33

Ну а теперь присмотримся к камской альтернативе. Автобус НефАЗ-4299 имеет длину 8,9 м. Оснащен дизелем Cummins ISBe4. Это рядная 4,5-литровая «четвёрка». Дизель хорошо знаком и довольно широко распространён. Этот двигатель неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен и уже прижился на отечественных автомобилях. Настройка мощности 185 л.с. для городского автобуса среднего класса достаточная.  С двигателем агрегатирована популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта.

nef_55

Снаряжённая масса новейшей модели НефАЗа– 8,1 т. Салон автобуса имеет сзади традиционный «амфитеатр». Эта часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Выбор прост - традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. Помнится случай, когда на китайском автобусе рукастые механики одного перевозчика заменили сломавшийся китайский задний мост на отечественный.

В базе автобуса в низкопольной части размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда. Передняя дверь одностворчатая шириной 650 мм вполне удобна на маршрутах с неинтенсивным пассажирообменом.

Вот такой автобус получился у НефАЗа. Теперь ему предстоит доказывать право на жизнь в различных городах России. 

NEF_44

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >