Доля Камского автогиганта на рынке электробусов РФ составила рекордные 96%. Заказчикам в разных городах передано в 2023 году 447 таких транспортных средств. Также в прошлом году Нефтекамский автозавод произвел 1927 автобусов, что на 22% больше чем годом ранее. Эти показатели достигнуты за счет участия автогиганта в федеральных программах обновления общественного транспорта, программе комплексного развития городского электротранспорта, а также участия в программе механизма специальных казначейских кредитов и ряда региональных программ.
А что же будет дальше? Это закономерный вопрос, который возникает именно сегодня, поскольку действие ряда федеральных программ заканчивается в текущем 2024 году.
Если финансирование отрасли городских перевозок сократиться, то тем самым скажется на объемах заказов автобусостроителей. Но есть и обнадеживающие знаки. Сегодня в разработке находится федеральный проект «Транспорт», который определит развитие этой важнейшей сферы экономики страны до 2030 года. В этом национальном проекте есть блок «Инициативы социально-экономического развития», где будут определены перспективы поддержки и развития общественного транспорта. Это означает одно, что отрасль городских и междугородных пассажирских перевозок не уйдет из поля зрения федеральных органов.
Соответственно, это открывает перспективы дальнейшего развития производства пассажирского транспорта, в которых КАМАЗу, несомненно, будет принадлежать ведущая роль.
Но 2024 год станет переломным, поскольку в текущем году в серийное производство будут запущены автобусы различных классов. И это станет прорывом автобусостроителя с берегов Камы.
Прежде всего, в текущем году КамАЗ «прорвется» в класс особо больших 18-метровых автобусов, а проще говоря автобусов-«гармошек». Также на этой основе будет построен электробус особо большого класса с ночной и быстрой подзарядкой.
Пока об этой технике известно немного. Салон автобуса рассчитан на перевозку 155 пассажиров, в нем 44 сидения. Автобус особо большого класса КАМАЗ-6299 имеет ровный пол на всем протяжении салона. Машина удовлетворяет критериям доступной среды. Автобус оснащен системой книлинг (наклон на остановке). В моторном отсеке автобуса-«гармошки» отечественный газовый двигатель КАМАЗ-689.560-320, который локализован на предприятии «КАМА Дизель» в Набережных Челнах.
Выход КАМАЗа в особо большой класс автобусов открывает перед автобусостроителем рынки крупнейших городов страны – Москвы и Санкт-Петербурга. До недавних пор в столичные парки приобретали в основном сочлененную модель Группы ГАЗ – ЛиАЗ-6213.
А сегодня в Санкт-Петербурге эксплуатируется огромный парк в несколько сотен «гармошек», состоящий из белорусских машин МАЗ-216 и отечественных Volgabus-6271. Городской комитет по транспорту мэрии Санкт-Петербурга с декабря проводит тестовую эксплуатацию новой камазовской «гармошки». Испытания продляться три месяца по итогам которой будет вынесено заключение.
Кроме того, КАМАЗ начнет выпуск автобуса среднего класса длиной 8,5 м. Речь идет о модели КАМАЗ Вега. Это совместное производство камского автогиганта и ульяновского завода СимАЗ.
КАМАЗ Vega построен на шасси Компас-9, оснащен дизельным двигателем объемом 3,76 л, развивающим 154 л.с., агрегатированным с механической 6-ступенчатой коробкой передач. Примечательно, что задняя подвеска пневматическая. Автобус имеет вместимость 65 пассажиров. В заднем свесе – низкопольная площадка с аппарелью, где оборудовано место для колясочника. Автобус был представлен на выставке Comtrans-2023, проходившей осенью в Москве. Представители завода обещали низкие эксплуатационные расходы, доступность запасных частей, и еще ряд характеристик, которые в лучшую сторону отличают машину от конкурентов. Под которыми, наверняка, имелись ввиду автобусы Группы ГАЗ.
КАМАЗ совместно с ульяновским заводом может выпускать 1000 таких автобусов. Кроме того предполагается в скором времени представить и более компактный вариант длиной 7,7 метров. Как сообщает телеграм-канал «Автобусы и вообще», первым стартовым заказчиком автобуса среднего класса КАМАЗ Вега может стать Комитет по транспорту Ленинградской области, который выбирает поставщиков 450 автобусов к грядущей транспортной реформе. Главный претендент на крупный заказ Ленобласти на сегодняшний день – камский автобусостроитель, в том числе и КАМАЗ Вега.
И еще одно «поле для битвы» с конкурентами – это троллейбусный рынок. Во многих крупных городах страны сегодня происходит обновление парка этой техники. Несмотря на то, что на рынке представлены отечественные и белорусские производители (ТрансАльфа, ПК Транспортные системы, УТТЗ, БКМ и МАЗ) они не успевают выполнять контракты, что свидетельствует о недостатке существующих мощностей. Однако еще два производителя намерены участвовать в "троллейбусной гонке" – компания «Синара» и Волгабус с моделью «Пересвет». КАМАЗ же также работает над троллейбусной тематикой. В Чебоксарах проходит тестовая эксплуатация троллейбуса КАМАЗ-62825, в ходе которой выявляют проблемные места этой новой машины, которые требуют их устранения. В 2024 году новый камазовский продукт будет представлен на рынке.
Также в текущем году КАМАЗ будет работать и в привычной для себя области электробусов, новая модель с ночной подзарядкой уже представлена. Преимущества такой техники в том, что зарядная инфраструктура находится в парке, и для нее не требуется создание широкой сети зарядных станций на маршрутах. При этом повышается время выполнения непосредственной транспортной работы. Модель КАМАЗ-6282 ONC построена на базе существующего электробуса.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz