Судя по всему российский Дальний Восток становится новым центром по производству пассажирской техники. Это происходит вопреки всем законам региональной экономики и экономической географии.
Смотрите, автобусостроительная отрасль страны всегда развивалась в городах Европейской части (ЕЧР) – Ликинский автобусный в Подмосковье, Павловский – рядом, в Нижегородской области. Несколько особняком стоял Львовский завод на западе Украинской ССР. Даже венгерский поставщик автобусов Ikarus располагался рядом с этой территорией, поскольку плечо Будапешт-Москва составляет 1 500 км, а основной ареал эксплуатации этих автобусов в союзных республиках находился даже еще ближе (Будапешт-Рига 1100 км).
Даже в постсоветское время новые мощности строились в Европейской части страны. Например, Volgabus имеет площадки в Волгоградской области и практически в Подмосковье, если таковой считать Собинский район Владимирской области – всего в 150 км от Москвы. Еще один центр автобусостроения - Нефтекамск тоже расположен в ЕЧР. Таким образом, где-то в Сибири эта отрасль не развивалась. Максимум – это Курган в ближнем Зауралье. Тоже самое можно сказать и о троллейбусном/электробусном производстве. То есть в отрасли прослеживается два основных фактора процесса локализации производства – близость к крупным городским агломерациям – потребителям пассажирской техники, и технологическим базам, связанным с поставками на конвейер комплектующих. ЛИАЗ долгое время был привязан к московскому ЗиЛу, ПАЗ к нижегородскому ГАЗу, НефАЗ к КАМАЗу и т.д.
Однако объявленные два новых проекта нарушают всю стройную систему, сложившуюся ранее по размещению предприятий автобусостроения. Теперь времена изменились и от принципов советской плановой экономики отходят. Речь идет, во-первых, о новом проекте по выпуску автобусов туристического класса компании Sollers, который будет реализоваться во Владивостоке.
Напомним, что в этом дальневосточном центре у этой компании остались мощности, где велась сборка автомобилей Mazda и моторов серии Skyactiv-G. Часть мощностей задействована под выпуск пикапов Sollers ST-6, полученных методом бейдж-инжиниринга JAC T6.
Выбор Владивостока выглядит несколько странным под выпуск такой техники как автобусы, ведь готовую продукцию придется затем перевозить в ЕЧР за 7-8 тыс.км. Это очень большие транспортные расходы. Вряд ли автобусы будут перегонять своим ходом. Ранее компания даже получала поддержку от правительства из-за дальнего плеча перевозки продукции по железной дороге. Правда, затем она была прекращена.
Наш канал ранее предполагал, что под брендом Sollers будут выпускать автобусы китайского партнера. Так оно и произошло, на проведенном недавно закрытом мероприятии с участием дилеров и эксплуатантов был представлен новый автобус Sollers SA9, который является продуктом бейдж-инжиниринга. Иными словами новое российское транспортное средство является переименованным китайским автобусом Ankai A9. Есть только два отличия. Лобовое стекло является не сплошным как на оригинале, а разделено на две половины, как когда-то на венгерских Икарусах. Не будем гадать почему, думаем, что читатели догадаются.
Новый российский автобус рассчитан на перевозку 51 пассажира. Оснащен турбодизелем Weichai объемом 9,7 л мощностью 375 л.с., коробка Fast Gear. Согласно планов новинку официально презентуют на Восточном экономическом форуме в сентябре. Наш канал рассказывал о проектах междугородных автобусов других отечественных автопроизводителей по ссылке
Второй проект, который порушил принципы размещения автобусостроения в стране, это хабаровский проект Volgabus. В Хабаровске совместно ВЭБ и Бакулин Моторс (бренд Volgabus) весной начали реализацию проекта по выпуску автобусов под новым брендом Amurbus. Это фактически те же самые Volgabus длиной 9 и 12 метров (то есть автобусы среднего и большого классов). Старт производства намечен на слуедующий 2025 год. Ежегодно будет производиться 1 400 автобусов. А собственно сборочное предприятие расположено на территории опережающего развития Хабаровск-Ракитное.
Пока идут строительно-монтажные работы дальневосточные перевозчики пополняют свои парки китайскими автобусами ZhongTong LCK6105. Недавно 28 новых автобусов этой марки за 14 млн руб. за один автобус вышли на маршруты Хабаровска.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz