Для Минского автомобильного завода рынок Российской Федерации является стратегическим, несмотря на то, что в последние годы белорусские производители проводили политику многовекторности. Под этим понятием понимался поиск новых рынков сбыта для продукции белорусских предприятий. Поскольку ориентация на один, даже слишком емкий рынок чревата рисками. А российский рынок как раз характеризуется их наличием. Во-первых, посткрымский период показал, что спрос на нем может резко сжиматься. А во-вторых, потребитель часто отдает предпочтение отечественной по происхождению продукции.
Но сегодня речь об автобусах марки МАЗ. Они хорошо себя зарекомендовали на маршрутах в российских городах. Дело в том, что автобусная марка достаточно динамична, происходит смена поколений. Вот и сегодня актуальным стало новое третье поколение городских автобусов МАЗ-303. Их презентация состоялась еще в прошлом году. Но уже в текущем автобус получил Одобрение транспортного средства (ОТТС). Но самое интересное состоит в том, что разработчики представили сразу 8 модификаций этого транспортного средства - 4 городских и 4 пригородных.
Салон городского автобуса оборудован тремя дверями, пригородного – двумя. Компоновка салона городской модификации позволяет устанавливать от 26 до 31 места для сидения (общая пассажировместимость – от 88 до 101 человека в зависимости от варианта исполнения). В свою очередь в пригородных модификациях большее число мест для сидения (от 32 до 34). При этом и в том, и в другом вариантах предусмотрены накопительные площадки с оборудованным местом для инвалидной коляски.
Но следовало бы обратить внимание на следующие особенности данной модели, а именно, соответствие экологическим нормам. Сегодня на российском рынке новый подвижной состав должен удовлетворять нормам Euro-5. А в перспективе вступят в силу и требования Euro-6. Поэтому автобус предложен с двигателями – рядные «шестерки» Mercedes-Benz разных экологических классов. Для Euro-5 - OM926LA объемом 7,2 л, развивающий мощность 285 л.с. с максимальным крутящим моментом 1120 Н·м. Для Euro-6 – это 7,7-литровый OM936LA.6-8 мощностью 300 лошадиных сил (1200 Н·м).
Определить соответствие пятому уровню можно по индексу модели - ему соответствуют модификации 303065, 303165, 303265 и 303365 (определяется по последней цифре в индексе). А вот уровню Euro-6 – модификации 303066, 303166, 303266 и 303366.
При этом все автобусы МАЗ-303 будут оснащаться гидромеханической трансмиссией и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6AP1200B, а также портальным задним мостом с двойной передачей ZF AV 133/83.
Для комфортного передвижения важное значение имеет подвеска. И здесь у минского автобуса имеются особенности. Задняя подвеска на всех модификациях автобусах третьего поколения – зависимая, пневматическая, четырехбаллонная.
А вот передняя имеет отличия. Вариант исполнения передней подвески в индексе автобуса зашифрован в четвертой цифре. Модификации 303065, 303066, 303165, 303166 имеют зависимую подвеску (0 и 1). Модификации 303265, 303266, 303365, 303366 – независимую (2 и 3).
Применение передней зависимой подвески имеет свои плюсы: в режимах городского движения по комфорту она практически не уступает независимой, при этом имеет гораздо меньше точек обслуживания, что позволяет отказаться от автоматической системы смазки.
Зависимая передняя подвеска на автобусах МАЗ-303 – пневматическая, двухбаллонная, с кованой балкой, двумя продольными реактивными штангами и двумя установленными V-образно штангами, с двумя телескопическими амортизаторами, с одним датчиком уровня пола.
Независимая подвеска – пневматическая, двухбаллонная, с двумя амортизаторами и четырьмя А-образными рычагами, с двумя датчиками уровня пола.
Понятно, что появление в линейке автобусов МАЗ третьего поколения модификаций с двигателями Евро-5 и более простой зависимой передней подвеской обусловлено стремлением минчан как минимум сохранить в перспективе свое присутствие на стратегически важных рынках, в первую очередь в России, где конкуренция в сегменте городского пассажирского транспорта становится все более острой.
Поэтому предусмотрены более простые комплектации, позволяющие снизить стоимость автобуса. Можно заказать стандартные парные сидушки, а не полуторные. Остекленные люки заменить на металлические, также заказать стандартное ограждение накопительной площадки. Климатическая установка станет опцией, так же как и колесные диски, стальные или алюминиевые.
Недавно тестовые испытания нового поколения МАЗов начаты в Сочи. В город-курорт отправился МАЗ-303065 с заводским № 2. Этот автобус оборудован климат-контролем, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, системой видеонаблюдения, монитором системы медиа-информирования, автоматизированной системой контроля оплаты, системой контроля состояния водителя, электронной системой пожаротушения и звуковым сигналом заднего хода. Вместимость – 96 пассажиров, в том числе мест для сидения – 26.
Еще одно нововведение данного экземпляра - система обеззараживания воздуха с помощью ультрафиолетовых ламп в специальном защищенном корпусе, не позволяющем ультрафиолету воздействовать каким-то образом на людей, способна уничтожать до 98,9% вредных вирусов.
Также ожидается выход МАЗ-303065 на испытания в Минске.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен