Прошлый год оказался в череде нескольких последних лет самым неудачным для автодилеров. Рынок в СФО впервые испытал спад после трех лет бурного роста. Тем не менее, ряд автомобильных брендов хорошо себя чувствуют даже в таких, казалось бы, неблагоприятных внешних условиях. Отдел аналитики Группы изданий «АвтоМедиа», проанализировав статистику выяснил, какие автомобильные марки выдержали первую проверку экономическими трудностями.
Ослабевшее звено авторынка
На автомобильном рынке России в прошлом году наступил спад, пока небольшой - продажи новых автомобилей снизились всего на 5%. Как считают аналитики – не обвал, не глубокий кризис. Но даже такой корректирующий показатель стал серьезным экзаменом для автодилеров, которым необходимо «держать удар» и, несмотря ни на что, продавать автомобили. В такие годы обнажаются проблемы и недостатки как деятельности самих продавцов автомобилей, так и просчеты автопроизводителей, у которых часто в модельной гамме нет ходовых моделей на этот случай и которые не смогли спрогнозировать крен спроса автолюбителей. Потому и остаются в автосалонах непроданные автомобили, затовариваются склады и площадки временного хранения новых машин.
Автомобильный рынок Сибири и Новосибирской области три посткризисных года рос темпами, превышающими среднероссийские. Территория за Уралом демонстрировала положительную динамику, поскольку сказался не только эффект отложенного спроса, но и от принятия ряда мер, в том числе по запрету ввоза в страну подержанного импорта. Таким образом, государство в некоторой степени «зачистило рыночное поле» для официальных дилеров. В городах региона росло число дилерских центров различных автомобильных брендов. В наиболее крупных городах стали работать по два и даже по три дилера одной марки. Доля Сибири на автомобильном рынке страны в предшествующие годы выросла до 7,5%. Хотя, как отмечали наши аналитики в прошлых исследованиях, она все же мала, и в идеале должна составлять не менее 10% от общероссийского. В 2013 году доля Сибири на рынке страны составила 6,8% (см. табл. 1).
В прошлом году Сибирский округ показал самый высокий темп спада на рынке новых автомобилей РФ. Одна из причин – в его структурной незрелости. Долгое время его формировал массовый импорт праворульных автомобилей. И на территории сибирских регионов сформировался целый кластер участников – от импортеров автомобилей с Дальнего Востока до обслуживающей импортные автомобили инфраструктуры. За прошедшие годы в этом кластере сложился уникальный рыночный механизм, который показал живучесть – он активно и оперативно реагирует на все изменения, которые происходят на рынке. Он демонстрирует свое экономическое здоровье, конкурируя с автосалонным сегментом. Тем не менее, автомобильному рынку Сибири придется пройти этап становления цивилизованного авторынка, чтобы затем, когда за спадом наступит рост, выйти на новые рубежи.
Анализируя данные аналитического агентства «Автостат», все же стоит отметить: автомобильный рынок не упал ниже результатов недавнего 2011 года, когда он составил 188,7 тыс. новых автомобилей в СФО (табл. 1). В 2013 году произошел откат примерно на год назад. Но если 2011 был годом активного роста, годом надежд, то в противоположность этому год 2013-й можно охарактеризовать как год несбывшихся надежд. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», за последние 14 лет автомобильный рынок страны прошел четыре этапа: стабильность, быстрый рост, кризис 2008 года и восстановление. Кривая продаж на авторынке за указанный период практически повторила кривую роста цен на нефть – здесь прослеживается четкая зависимость. Сейчас рынок взял паузу - сегодня на нем спад. Как надеются специалисты, это корректировка рынка. Пока все прогнозы аналитиков автомобильного рынка на 2014 год основаны на пессимистическом сценарии – небольшое падение продаж в этом году продолжится. И рынок по показателям может с высокой вероятностью откатиться ниже показателей 2011 года, поскольку признаков и факторов для роста они не видят.
Тем не менее, даже в таких сложных условиях ряд автомобильных брендов показывают рост как в абсолютных значениях, так и в относительных, по рыночной доле.
Региональный лифт
Какие изменения произошли в первой десятке автомобильных марок Сибири? Сначала о потерях. Из первой десятки популярных автобрендов рынка Сибири выбыл американский Ford. По итогам 2012 года марка занимала 9 место и продавалась лучше японского Mitsubishi. Тем не менее, в прошлом году бренд «синего овала» показал 38%-й спад продаж и ушел из ТОП-10 автомобильного рынка округа, пропустив две внедорожно-кроссоверные марки вперед (Mitsubishi и UAZ), занявшие соответственно девятую и десятую строки (табл. 2). Парадокс заключается в том, что в прошлом году американский автопроизводитель вывел на наш рынок большие (и соответственно дорогие) кроссоверы Edge, Explorer и обновленную Kuga, которые, как видим, проиграли рыночное пространство моделям японского производителя Mitsubishi – кроссоверам ASX, Outlander и Pajero. Не спасло положение американской марки даже наличие такой сильной модели как Ford Focus. При этом в модельном ряде японского автопроизводителя нет других «сильных» моделей, а устаревший автомобиль гольф-класса Mitsubishi Lancer стремительно терял покупателей. Такой сюрприз преподнесли наши сибирские автолюбители. Конечно, поправить дела американской марки может уже в этом году субкомпактный кроссовер Ford EcoSport, производство которого разворачивается на совместном предприятии Ford-Sollers. Но только при условии, что ценник этой новой модели не будет сильно завышен. А в целом, когда на территории федерального округа конкурируют мировой автомобильный гигант Ford и не самая крупная компания из Японии, которая входит лишь во второй десяток автопроизводителей, свидетельствует о том, что либо мировой гигант все же неполно представлен на сибирском рынке, либо его топ-менеджмент ошибочно оценил спрос и потребности наших автолюбителей.
Высока лояльность сибиряков к отечественной марке UAZ, которая оказалась на 10 месте. Но, скорее всего, это любовь по необходимости. В регионе, который можно назвать самым бездорожным в РФ, такие вездеходные автомобили будут востребованы всегда.
Говоря о лидерской марке – отечественном бренде Lada, укажем на тот факт, что ее доля на рынке снизилась как в абсолютных, так и относительных величинах. В 2013 году продано во всех дилерских центрах на 13 тыс. меньше отечественных машин, чем годом ранее. В целом, доля отечественного бренда в СФО снизилась с 22,5% до 18,9% (диаграмма 1). Даже рост продаж драйвера – Lada Granta – не смог компенсировать падение продаж других моделей (Priora и Kalina). В то же время неплохой рост показала еще одна модель – Lada Largus, заняв восьмое место рейтинга моделей в регионах. (табл. 3).
Взлеты и падения
Доля главного автопроизводителя в стране - альянса Renault-Nissan-Lada – в Сибири снизилась с 33,7% до 31,7%. Это результат некоторого спада интереса к отечественной марке Lada на сибирском рынке. Это снижение не смог даже компенсировать феноменальный рост французской марки Renault - французский авопроизводитель в 2012 году занимал еще седьмое место в рейтинге, за год он совершил рывок на четвертое место, показав 8%-й рост интереса к своим автомобилям. Хотя, если быть точнее, то этому помог стремительно ворвавшийся в первую пятерку популярности кроссовер Duster. Рыночная позиция французской марки благодаря этой модели укрепилась с 5,7% до 7%.
Доля японского Nissan, несмотря на 12% падение, сохранилась на уровне 5,6% сибирского рынка. Правда, ни один ниссановский кроссвер не попал в десятку самых продаваемых моделей в СФО.
Помимо Renault выросли продажи у немецкий марки Volkswagen. Ее модель Polo попала в десятку самых популярных в Сибири и так же показала 5%-й рост.
И вот еще один интересный факт. Несмотря на общее падение рынка, ряд марок показали меньшее падение, в результате чего позиции этой марки на сибирском авторынке укрепились. Например, Toyota увеличила свою долю с 9,6% до 10,3%, несмотря на 6% падение. У этой японской марки бешенный рост (+43,7%) показала модель только что пережившего рестайлинг кроссовера Toyota RAV4, которая в общем зачете обогнала такие популярные модели из доступного класса автомобилей как KIA Rio и Volkswagen Polo. В то же время бизнес-седан Camry несколько снизил обороты и нашел на 700 покупателей меньше, чем годом ранее.
Ненамного укрепил позиции и корейский бренд KIA, а его бестселлер – автомобиль доступного класса KIA Rio – так же в десятке популярных моделей региона: он занял шестое место в рейтинге.
Просели продажи таких популярных марок прошлых лет: корейского бренда Hyundai и американского Chevrolet, а ведь еще совсем недавно оба бренда метили в лидеры иномарок. У них самые высокие показатели спада интереса автолюбителей. Одновременно, в модельном зачете Hyundai Solaris сохранил титул иномарки №1 в Сибири, а Chevrolet Niva оказался самым популярным кроссовером региона, опередив модели Лада 4х4 и Renault Duster и заняв третью строчку популярности.
Табл. 1 Автомобильный рынок Сибирского федерального округа в 2013 году
Регион/страна |
2011 |
2012 |
2013 |
Изменение, %%, 2013 к 2012 |
Новосибирская область |
25 690 |
30 350 |
28 090 |
- 7,5 |
Сибирский федеральный округ |
188 730 |
219 310 |
191 550 |
- 12,7 |
Российская Федерация |
2 653 408 |
2 938 789 |
2 777 447 |
- 5,0 |
По данным аналитического агентства «Автостат»
Табл. 2 ТОП-10 автомобильных марок в 2013 году в СФО
Марка |
2013 г |
Изменения, в % к 2012 |
Lada |
36 190 |
- 26,4 |
Toyota |
19 740 |
- 6,8 |
Hyundai |
14 550 |
- 21,6 |
Renault |
13 450 |
+ 8,5 |
Chevrolet |
13 350 |
- 17,5 |
KIA |
12 080 |
- 8,5 |
Nissan |
10 760 |
- 12,8 |
Volkswagen |
8 740 |
+ 4,2 |
Mitsubishi |
6 690 |
+ 3,3 |
UAZ |
5 810 |
- 2,4 |
остальные |
50 190 |
- 9,5 |
По данным аналитического агентства «Автостат»
Табл. 3 ТОП-10 моделей автомобилей в 2013 году в СФО
Модели |
2013 г |
Изм., в % к 2012 |
Lada Granta |
12 910 |
+ 15 |
Hyundai Solaris |
8 750 |
- 20 |
Chevrolet Niva |
6 290 |
- 6,2 |
Lada Niva (4x4) |
5 820 |
+ 3,1 |
Renault Duster |
5 460 |
+ 81,5 |
KIA Rio |
4 980 |
- 4,2 |
Toyota RAV4 |
4 570 |
+ 43,7 |
Lada Largus |
4 390 |
+ 246,3 |
Volkswagen Polo |
4 130 |
+ 5,5 |
Toyota Camry |
3 990 |
- 13,8 |
По данным аналитического агентства «Автостат»