Достаточно новое и очень перспективное направление послепродажного сервиса – обслуживание систем ADAS (Advanced driver-assistance systems). Появившись не так давно и, по сути, еще только формируясь, это направление очень энергично развивается, обеспечивая хорошую прибыльность предприятий сферы ТО и ремонта.
Устройства ADAS контролируют расстояние, скорость и динамику транспортного средства, следят за окружающими автомобиль объектами, а так- же считывают информацию с дорожных знаков, разметки и о прочей инфраструктуре. Для этого транспортные средства оснащаются целым комплексом всевозможных датчиков, камер и радаров.
При этом все системы, функции и ассистенты ADAS неизменно работают в комплексе, как уже было отмечено, постоянно взаимодействуют друг с другом. Нужно это для того, чтобы, предотвращая одну неприятность, не спровоцировать другую – например, избегая столкновения с впереди идущим автомобилем, не задеть пешехода на обочине. По этому - и обслуживаться эти системы должны так же комплексно.
А необходимость в таком обслуживании возникает регулярно, хотя, конечно же, ремонтом самих датчиков, камер или радаров СТО нет никакой нужды заниматься. Но смотрите, что получается. Возьмем, допустим, радары. Они устанавливаются во фронтальной части автомобиля, чаще всего, под/за бампером, крепятся к жестким элементам кузова, поэтому после демонтажа-монтажа бампера и/или так или иначе связанных/соседних кузовных элементов, их положение в пространстве в 99% случаев изменяется.
Достаточно доли миллиметров, чтобы из-за этого ADAS перестала корректно работать и возникла необходимость в ее точной настройке/калибровке. В противном случае использование ADAS станет не просто невозможным, но и грозит самыми неприятными и даже трагическими последствиями. Почему?
Причины калибровки
Не только большинство автовладельцев, но и, к сожалению, немало профессионалов автомобильного ремонта уверено в том, что достаточно только вернуть радар (камеру, датчик) на прежнее место и система будет исправно функционировать. Однако это далеко не так.
Исправность системы ADAS обуславливается тем, что на любом удалении от автомобиля осевая линия зоны действия датчика (ось симметрии) в зависимости от расположения датчика либо полностью совпадает с продольной осью транспортного средства, либо находится под определенным четко регламентированным углом к нему или строго параллельна. Это условие никогда не должно нарушаться – исходя из него, ADAS проводит расчеты и соответствующим образом реализует те или иные свои функции.
Происходит это следующим образом. У нас есть приемная антенна и передающая. Они состоят из медных пластин. Отражённый сигнал передающей антенны принимается приёмными антеннами обрабатывается цифровым процессором сигнала, который оценивает его физические характеристики и рассчитывает по ним размер, местонахождение и скорость отражающего сигнал объекта.
Если же датчик по какой-либо причине меняет свое положение, даже на ничтожные 0,5 градусов, то уже на расстоянии 50 м отклонение составит более полуметра. А на 400 м (если мы говорим, допустим, про радар дальнего действия), эта величина достигнет чудовищных 7 метров (см. таблицу):
Не трудно себе представить, что произойдет с автомобилем, когда, двигаясь по трассе в режиме адаптивного круиз контроля, он будет встречные автомобили принимать за попутные. В лучшем случае машина просто будет постоянно автоматически сбрасывать скорость, а в худшем и вообразить страшно.
Отсюда главный вывод: пренебрежение регулировкой камер и радаров приводит к тому, что возникают неисправности в работе систем помощи водителю, чреватые как минимум невозможностью использования данных систем, либо (наихудший вариант) – возникновением аварийных ситуаций.
Поэтому клиенты (и персонал станции) должны затвердить себе как «Отче наш» – после проведения любых работ в месте расположения камер, радаров и датчиков необходимо в обязательном порядке проверять их настройки и в случае необходимости выполнять немедленную калибровку. Ни у кого же не вызывает вопросов регулировка углов установки колес после ремонта подвески? В случае с ADAS у клиентов (и механиков) должно выработаться аналогичное понимание на уровне приобретенного инстинкта.
Основной перечень ситуаций, когда обязательно нужно калибровать датчики:
• Повреждение элементов кузова при столкновении спереди или сзади
• Замена лобового стекла
• Замена элементов кузова, включающих в себя радары или камеры
• Калибровка после проведения стандартных сервисных процедур и работы с подвеской
• Неисправности в системах помощи водителю или отключение датчиков
• Изменение комплектации автомобиля (главным образом, дооснащение)
У ADAS есть модуль самодиагностики, и он, конечно же, будет выдавать сообщения об ошибках, говорящие о том, что система либо не откалибрована, либо работает некорректно. Но, к сожалению, далеко не всегда на эти сообщения обращают внимание.
Более того, установив датчик «на глазок, вроде как и было», сообщение благополучно удаляется, и сотрудник СТО не испытывает ни малейших угрызений совести – он же все сделал, как ему кажется, правильно: датчик поставил на место, как тот и стоял. Но на самом-то деле механическая регулировка вручную ни к чему не приводит. Вместо нее надо выполнять калибровку программного обеспечения, при которой определяется фактическое положение установки и прежде всего ориентация центральных осей датчиков. Полученные значения сохраняются в памяти датчиков.
Если такую операцию не провести, ADAS никогда больше не сможет верно выполнять свои функции. И виной тому будут непрофессиональные действия сотрудников автомастерской, которые в итоге приведут к недополученной прибыли (стоимость калибровки датчиков по стране в среднем 80-100 долл. США по курсу), недовольству клиентов и повторным обращениям с претензиями, оттоку постоянных и потенциальных клиентов.
А самое худшее – судебным издержками тотальной потере репутации, если отремонтированный в сервисе автомобиль попадает в аварию и эксперты признают, что ее причиной стала неоткалиброванная после ремонта система ADAS.
Выбор оборудования
Для калибровки датчиков применяются специальные стенды. То есть руками выполняется только грубая регулировка, проще говоря, первоначальное направление датчика в правильную сторону при монтаже. Все остальное осуществляется уже на программном уровне, поскольку механически выставить датчик «в ноль» невозможно.
Эти стенды состоят из системы зеркал и мишеней, которые имеют определенный размер и структуру, позволяющие отражать сигнал. Поэтому очень важно, чтобы работы проводились специально предназначенным для этого оборудованием, отвечающим определенным требованиям.
Естественно, российские умельцы довольно быстро научились выходить из положения кустарными способами посредством самодельных устройств. Однако даже если эти устройства и позволят в каком-либо виде выполнить некоторые настройки и сбросить ошибку в памяти, точность такой настройки, безусловно, не выдерживает никакой критики. Радары практически со стопроцентной вероятностью будут «стрелять» на встречную полосу или, наоборот, на обочину. К чему это в итоге приведет, мы уже описали выше.
Следовательно, пользоваться надо только профессиональными стендами: дилерскими или универсальными. Разнообразие дилерского оборудования по понятным причинам ориентированного исключительно на технику титульной марки, и высокая стоимость оригинальных комплектов зачастую не позволяют мультимарочному независимому сервису (даже достаточно богатому) иметь в своем распоряжении все необходимое для обслуживания автомобилей клиентов.
Поэтому наиболее оптимальный вариант – универсальные мультибрендовые решения, сочетающие в себе возможности калибровки широкого спектра систем. Только они дают независимой СТО возможность наиболее полно удовлетворять потребности при обслуживании разношерстного мультимарочного парка клиентов.
Для полноценной работы необходимо, чтобы выбранное оборудование было комплексным и физически (имело исчерпывающий набор мишеней и проч. аксессуаров), и информационно – его программное обеспечение должно охватывать максимально полный спектр марок и моделей транспортных средств.
Кроме того, оно должно быть точным и удобным. Очень желательно, чтобы все действия по установке и калибровке сопровождались русскоязычными инструкциями, лучше визуальными, простыми и понятными. Чтобы каждый сотрудник ремзоны мог быстро научиться пользоваться калибровочными стендами и самостоятельно выполнять операции, не завися о загруженного диагноста.
! Проверьте комплектность набора. В нем обязательно должны присутствовать:
• Специальные зеркала, имеющие определенные поглощающие и отражающие характеристики для обслуживания адаптивного круиз контроля, систем помощи водителю в плотном потоке и экстренного торможения.
• Специальные устройства, имитирующие движение попутного и встречного транспорта — для систем контроля слепых зон и помощи при перестроении.
• Особые мишени для калибровки камер систем распознавания знаков, удержания в полосе, переключения дальнего света и проч. Для различных марок автомобилей предлагаются различные мишени с оригинальным дизайном и размером рисунка и т. д.
• Специальные коврики для систем кругового обзора и помощи при парковке.
• Излучающие тепло устройства для систем ночного видения.
Большое преимущество, если стенд имеет возможность плавной регулировки в нескольких плоскостях — для максимальной точности установки калибровочной рамы; если позиционирование относительно центра автомобиля осуществляется посредством лазерного указателя и динамического электропривода; если предусмотрена возможность работы с автомобилем, установленным на четырёхстоечном подъёмнике.
Также существуют и другие полезные опции, необходимость которых надо индивидуально рассматривать в каждом конкретном случае. Вообще, на рынке сегодня представлено довольно много всевозможных моделей специализированных стендов для калибровки систем ADAS – выбрать есть из чего. И пока эта ниша авторемонтного бизнеса еще не испытывает высокой конкуренции, грамотной, профессиональной станции, ориентированной на развитие и перспективы, было бы очень полезно занять в ней свое место. Ведь это не просто инвестиции в туманное малопонятное будущее, это вполне прагматичное финансирование текущих потребностей направленных на ощутимое повышение прибыльности СТО