+79139857900

Обвальный год

3 марта 2023 в 14:01

Прошедший 2022 год на российском авторынке стал седьмым по счёту с начала прошлого десятилетия в череде лет с отрицательной динамикой. Но на этот раз падение продаж было спровоцировано нетрадиционными факторами, перед которыми меркнет даже  прошедшая в 2020 году пандемия и меры по ее купированию.

Такого массового исхода с российского рынка и приостановки деятельности подавляющего большинства автопроизводителей, составляющих основной костяк нового российского автопрома, не наблюдалось ни в одной стране мира. Теперь на российском автомобильном рынке наступила новая реальность, и с ней придётся жить, работать и сосуществовать в течение многих лет.  

За прошедшее десятилетие новейшей истории развития российского авторынка только четыре года отмечались положительной динамикой. Соответственно, оставшиеся семь лет характеризовались разным по объемам спадом продаж. Не остался в стороне и прошлый 2022 год, по итогам которого, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 58,8%. Такого огромного спада на российском рынке не наблюдалось практически никогда. Даже спад 2009 года, который воспринимался 12 лет назад как катастрофичный, имел меньшую отрицательную динамику (-49% в 2008 году). Уже в 2010 году на российском авторынке начался бурный восстановительный рост, и кратковременный кризис «мыльных пузырей» 2009 года  остался в памяти как небольшое недоразумение.

Сравнивать же цифры отрицательной динамики в РФ с другими странами в 2022 году несколько некорректно, и прежде всего, по величине падения авторынка. В ТОП-20 ведущих рынков мира только итальянский показал значительный спад (-10% к АППГ). Это не идёт ни в какое сравнение с российским показателем рынка новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей 2022 года (-58,8% к АППГ).

Кроме того, причины отрицательной динамики на российском рынке и рынках других стран совершенно разные. Для остального мира это остаточные ограничения пандемии Covid 19, до сих пор продолжающийся кризис полупроводников, а также последствия высокой инфляции, выразившиеся в росте цен на автомобили. Правда, и в России произошёл рост цен, но цены выросли настолько, что ни о каком сравнении с зарубежными рынками не стоит даже говорить. 

К тому же, такого массового исхода автопроизводителей с одного локального  автомобильного рынка, как это произошло в России, мировая история не знала. Даже исход западных компаний из Ирана в 2018 году имел намного меньшие последствия.  В России же осталось всего  14 официально работающих марок из 60.

 

ТОП_20_страны

По данным российского АА Автостат, в прошлом году в ТОП-20 самых крупных авторынков в 10 наблюдался небольшой рост, а в оставшихся 10 – спад (см. табл 1). Ещё год назад в этом рейтинге наша страна занимала
11 место, но из-за сокращения объёма продаж Россия по итогам 2022 года оказалась в самом конце рейтинга на 19 месте, имея практически равные продажи с Таиландом, население которого в два раза меньше.

 Первым рынком планеты, как и прежде, остался Китай с 26,6 млн проданных легковых автомобилей. Причём даже несмотря на вводимые ограничения в связи с последствиями Covid 19, китайский рынок вырос на 4%. В США рынок, напротив снизился на 9% до 13,6 млн единиц.

Напомним, что в начале прошлого десятилетия многочисленные прогнозы, составленные мировыми консалтинговыми агентствами для ведущих зарубежных автопроизводителей, которые пожелали вести серьёзный бизнес и решились на инвестирование в производственные мощности, говорили о том, что в конце десятилетия к 2020 году объем рынка новых автомобилей в РФ составит 3,5-4 млн автомобилей. Российский рынок обгонит ФРГ и станет первым в Европе.

Как видим, фактически на месте РФ оказалась Индия. Потенциал рынка этой южно-азиатской страны оказался для мировых грантов консалтинга не исследован. Теперь многие зарубежные автопроизводители, ушедшие или приостановившие деятельность в РФ, видят в Индии одну из основных потенциальных точек роста и переносят туда производство. Это касается и французской группы Renault, и немецко-чешского тандема Volkswagen/Skoda, и корейского автопроизводителя Hyundai.         

Здесь также следует обратить внимание на ещё один весьма интересный показатель, характеризующий покупательную способность населения – количество новых машин на 1000 жителей. В этом плане Россия откатилась к развивающимся мало автомобилизированным рынкам, таким как Индонезия и Индия. Даже находящийся под санкциями Иран с показателем 12 авто на 1000 жителей выглядит среди развивающихся рынков довольно неплохо.

 

В прошлом году в России было куплено в среднем всего 4 автомобиля на 1000 граждан. Даже соседствующие Россией Таиланд и Малайзия имеют весьма неплохие результаты – 9 и 20 купленных новых автомобилей соответственно. Не говоря уже о европейских странах, где такой показатель находится в пределах от 22 авто на 1000 жителей в Италии до 32 авто в ФРГ.   

авторынок_2011_2022

Составлено по данным АЕБ

Необходимо все же признать, что положение российского рынка в 2022 году оказалось драматично, и, по всей видимости, этот спад не скоро перейдёт в период восстановления. За период после 2014 года российский рынок из-за введённых санкций и падения курса национальной валюты снизился вдвое (см.диаграмму).

Таким образом,  падение продаж в 2022 году в России произошло на рынке, уже испытавшем серьёзный спад, но так и не восстановившемся до докризисных значений периода 2012-2013 гг. С 2015 года российский автомобильный рынок остаётся достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей. 

Прогнозирование от достигнутого 

Теперь прогнозируется, что в течение ряда ближайших лет границы ёмкости российского рынка будут находится в диапазоне 0,7-1,0 млн автомобилей. Таким образом, российский авторынок пришёл к своей новой реальности. Восстановление до уровня 1,5 млн пока оценивается специалистами и аналитиками как маловероятный.

Комитет автопроизводителей АЕБ в таких условиях впервые за много лет своей деятельности отказался делать прогноз на 2023 год, учитывая высокую неопределённость политической и экономической ситуации в стране.

 Напротив, в аналитическом агентстве Автостат настроены более оптимистично. Согласно прогнозу, составленному специалистами агентства, при самом благоприятном развитии событий российский авторынок вырастет на 39%, а его ёмкость составит 870 тыс. новых легковых автомобилей. Базовый прогноз говорит о 25-ти процентном росте авторынка в РФ. Объем продаж может увеличиться до 780 тысяч новых автомобилей. И при самом негативном развитии событий для российского авторынка прогнозируется положительная динамика в 0,5% и ёмкость рынка 630 тыс.автомобилей.   

photo_3

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >