Прошедший 2022 год на российском авторынке стал седьмым по счёту с начала прошлого десятилетия в череде лет с отрицательной динамикой. Но на этот раз падение продаж было спровоцировано нетрадиционными факторами, перед которыми меркнет даже прошедшая в 2020 году пандемия и меры по ее купированию.
Такого массового исхода с российского рынка и приостановки деятельности подавляющего большинства автопроизводителей, составляющих основной костяк нового российского автопрома, не наблюдалось ни в одной стране мира. Теперь на российском автомобильном рынке наступила новая реальность, и с ней придётся жить, работать и сосуществовать в течение многих лет.
За прошедшее десятилетие новейшей истории развития российского авторынка только четыре года отмечались положительной динамикой. Соответственно, оставшиеся семь лет характеризовались разным по объемам спадом продаж. Не остался в стороне и прошлый 2022 год, по итогам которого, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 58,8%. Такого огромного спада на российском рынке не наблюдалось практически никогда. Даже спад 2009 года, который воспринимался 12 лет назад как катастрофичный, имел меньшую отрицательную динамику (-49% в 2008 году). Уже в 2010 году на российском авторынке начался бурный восстановительный рост, и кратковременный кризис «мыльных пузырей» 2009 года остался в памяти как небольшое недоразумение.
Сравнивать же цифры отрицательной динамики в РФ с другими странами в 2022 году несколько некорректно, и прежде всего, по величине падения авторынка. В ТОП-20 ведущих рынков мира только итальянский показал значительный спад (-10% к АППГ). Это не идёт ни в какое сравнение с российским показателем рынка новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей 2022 года (-58,8% к АППГ).
Кроме того, причины отрицательной динамики на российском рынке и рынках других стран совершенно разные. Для остального мира это остаточные ограничения пандемии Covid 19, до сих пор продолжающийся кризис полупроводников, а также последствия высокой инфляции, выразившиеся в росте цен на автомобили. Правда, и в России произошёл рост цен, но цены выросли настолько, что ни о каком сравнении с зарубежными рынками не стоит даже говорить.
К тому же, такого массового исхода автопроизводителей с одного локального автомобильного рынка, как это произошло в России, мировая история не знала. Даже исход западных компаний из Ирана в 2018 году имел намного меньшие последствия. В России же осталось всего 14 официально работающих марок из 60.
По данным российского АА Автостат, в прошлом году в ТОП-20 самых крупных авторынков в 10 наблюдался небольшой рост, а в оставшихся 10 – спад (см. табл 1). Ещё год назад в этом рейтинге наша страна занимала
11 место, но из-за сокращения объёма продаж Россия по итогам 2022 года оказалась в самом конце рейтинга на 19 месте, имея практически равные продажи с Таиландом, население которого в два раза меньше.
Первым рынком планеты, как и прежде, остался Китай с 26,6 млн проданных легковых автомобилей. Причём даже несмотря на вводимые ограничения в связи с последствиями Covid 19, китайский рынок вырос на 4%. В США рынок, напротив снизился на 9% до 13,6 млн единиц.
Напомним, что в начале прошлого десятилетия многочисленные прогнозы, составленные мировыми консалтинговыми агентствами для ведущих зарубежных автопроизводителей, которые пожелали вести серьёзный бизнес и решились на инвестирование в производственные мощности, говорили о том, что в конце десятилетия к 2020 году объем рынка новых автомобилей в РФ составит 3,5-4 млн автомобилей. Российский рынок обгонит ФРГ и станет первым в Европе.
Как видим, фактически на месте РФ оказалась Индия. Потенциал рынка этой южно-азиатской страны оказался для мировых грантов консалтинга не исследован. Теперь многие зарубежные автопроизводители, ушедшие или приостановившие деятельность в РФ, видят в Индии одну из основных потенциальных точек роста и переносят туда производство. Это касается и французской группы Renault, и немецко-чешского тандема Volkswagen/Skoda, и корейского автопроизводителя Hyundai.
Здесь также следует обратить внимание на ещё один весьма интересный показатель, характеризующий покупательную способность населения – количество новых машин на 1000 жителей. В этом плане Россия откатилась к развивающимся мало автомобилизированным рынкам, таким как Индонезия и Индия. Даже находящийся под санкциями Иран с показателем 12 авто на 1000 жителей выглядит среди развивающихся рынков довольно неплохо.
В прошлом году в России было куплено в среднем всего 4 автомобиля на 1000 граждан. Даже соседствующие Россией Таиланд и Малайзия имеют весьма неплохие результаты – 9 и 20 купленных новых автомобилей соответственно. Не говоря уже о европейских странах, где такой показатель находится в пределах от 22 авто на 1000 жителей в Италии до 32 авто в ФРГ.
Составлено по данным АЕБ
Необходимо все же признать, что положение российского рынка в 2022 году оказалось драматично, и, по всей видимости, этот спад не скоро перейдёт в период восстановления. За период после 2014 года российский рынок из-за введённых санкций и падения курса национальной валюты снизился вдвое (см.диаграмму).
Таким образом, падение продаж в 2022 году в России произошло на рынке, уже испытавшем серьёзный спад, но так и не восстановившемся до докризисных значений периода 2012-2013 гг. С 2015 года российский автомобильный рынок остаётся достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей.
Прогнозирование от достигнутого
Теперь прогнозируется, что в течение ряда ближайших лет границы ёмкости российского рынка будут находится в диапазоне 0,7-1,0 млн автомобилей. Таким образом, российский авторынок пришёл к своей новой реальности. Восстановление до уровня 1,5 млн пока оценивается специалистами и аналитиками как маловероятный.
Комитет автопроизводителей АЕБ в таких условиях впервые за много лет своей деятельности отказался делать прогноз на 2023 год, учитывая высокую неопределённость политической и экономической ситуации в стране.
Напротив, в аналитическом агентстве Автостат настроены более оптимистично. Согласно прогнозу, составленному специалистами агентства, при самом благоприятном развитии событий российский авторынок вырастет на 39%, а его ёмкость составит 870 тыс. новых легковых автомобилей. Базовый прогноз говорит о 25-ти процентном росте авторынка в РФ. Объем продаж может увеличиться до 780 тысяч новых автомобилей. И при самом негативном развитии событий для российского авторынка прогнозируется положительная динамика в 0,5% и ёмкость рынка 630 тыс.автомобилей.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz