Рынок автомобильных запчастей – весьма сложный и динамично развивающийся сегмент автомобильного бизнеса. Его основной чертой и важнейшей характеристикой является высокая финансовая емкость, сопоставимая с емкостью рынка новых автомобилей. К сожалению, в деловой специализированной автомобильной прессе не часто встречаются детальные исследования этого потенциально привлекательного сегмента автобизнеса. В данном материале аналитический отдел Коммуникационного агентства «Автобизнес-медиа» скрупулезно проанализировал конкретный сегмент рынка автозапчастей.
Предназначение мотора отопителя заключается в увеличении эффективности отопления и циркуляции воздуха в салоне. Качество обогрева существенно снижается при его поломке. Также есть вероятность возникновения постороннего шума, который раздражает водителя и отвлекает внимание. Выходом из ситуации становится замена либо ремонт. А так как снять моторчик печки не составляет особого труда, то многие автолюбители самостоятельно ремонтируют и заменяют неисправный узел. Они считают, что можно не обращаться в автосервис и провести все работы самостоятельно. Разобрать электромотор и устранить неисправность – процесс для любителя достаточно трудоемкий и под силу только «рукастому» автолюбителю. Поэтому многие автомобилисты обращаются на автотехсервис, где специалист произведет замену узла и устранит неисправность всей системы отопления салона автомобиля.
Мастерам-приемщикам автосервисных станций необходимо рассказывать клиентам об этих неисправностях и причинах их появления в отопителях. Это позволит увеличить количество продаж, которые связаны с обслуживанием данного узла автомобиля. Так что автосервис будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене моторчика, либо на обслуживании системы отопления автомобиля.
Наш выбор
Исследование аналитического отдела проводилось на примере самых массовых моделей автомобилей, которые представлены в региональных парках, запчасти для которых всегда востребованы на вторичном рынке. На этот раз объектом нашего анализа стали автозапчасти для иномарок российской сборки. Это популярные бюджетные автомобили - Hyundai Solaris и Renault Logan. Также для расширения картины рынка были проанализированы запчасти для среднеразмерного автомобиля Skoda Octavia. За короткий по исторически меркам период, а точнее, в течение текущего десятилетия эта тройка иномарок заняла весомую долю в региональных автопарках. Их владельцами стали не только рядовые автомобилисты. Данные модели автомобилей часто встречаются в таксопарках и в корпоративных гаражах предприятий самого различного профиля и эксплуатируются достаточно плотно. Новое веяние – использование данных моделей автомобилей в каршеринге.
Выбор моделей для анализа рынка автокомпонентов основывался на данных статистики. Согласно статистическим данным, сегмент иномарок российской сборки является самым быстрорастущим в автопарке страны. Самой распространенной иномаркой местного производства является Hyundai Solaris. На начало текущего 2020 года в РФ насчитывалось более 807 тыс. автомобилей этой модели. Производство данного автомобиля началось в нашей стране в 2010 году. И сегодня по количеству транспортных средств она занимает в целом пятое место, пропуская таких «долгожителей» отечественной марки Lada как модели 2107, 2106, 2121 и 2109. Впрочем, эти отечественные «лады» не относятся к категории интенсивно эксплуатируемых транспортных средств; чаще всего, многие из них стоят «на приколе» в гаражах у пенсионеров. Поэтому востребованность на запчасти и прочие узлы и детали выше у корейской модели. И цифры наличия в российском автопарке данных иномарок, которые эксплуатируются весьма интенсивно, не должны вводить в заблуждение. В тройку лидеров отечественного автопарка среди иномакрок входит и другая выбранная для нашего исследования модель – Renault Logan (712 тыс. ед. на 01.01.2020 г.). Ее производство началось еще раньше - в 2006 году. Это модель также имеет высокую степень интенсивности эксплуатации, этот автомобиль, как и Hyundai Solaris, часто можно увидеть в таксопарках и корпоративных парках. Мы специально не стали брать для анализа еще один бюджетник - Volkswagen Polo sedan. Эта модель находится на шестом месте в рейтинге отечественного автопарка иномарок российской сборки (522,3 тыс. ед.). Дело в том, что обзор получился бы довольно однообразный и неинтересный. Поэтому мы решили заменить немецкую модель автомобилем классом выше – чешским лифтбеком Skoda Octavia. По сути, это самый популярный на рынке автомобиль данного размерного класса. Но в региональных автопарках он пока уступает другому однокласснику – Ford Focus. Но опять же, поскольку американская модель больше не продается в РФ, а компания заявила об уходе из страны, то на рынок могут повлиять различные факторы, которые исказят картину. Таким образом, выбор этих популярных автомобилей обеспечивает высокую репрезентативность нашего исследования для рынка aftermarket.
В свою очередь, выбор Южного федерального округа в качестве исследования сегмента рынка aftermarket вполне закономерен по ряду причин. Во-первых, авторынок Южного федерального округа один из самых крупных в стране. На нем, из-за особенностей его географического положения, высокой плотности населения, наличия крупных населенных пунктов, в концентрированном виде находит свое отображение фактически весь авторынок России.
Во-вторых, Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область - это крупнейшие по емкости региональные авторынки страны, которые входят не просто в ТОП-30, но и занимают там ведущие позиции. Этот факт автоматически повышает репрезентативность анализа. В прошлом году рынок Краснодарского края по объемам продаж новых автомобилей занял пятое место в стране, пропустив лишь столичные регионы. А Ростовская область вошла во вторую «пятерку». Кроме того, эти регионы одни из самых динамичных в стране, здесь увеличиваются продажи на фоне падения в целом по РФ.
В-третьих, автопарки регионов ЮФО наиболее многочисленные. В Краснодарском крае автопарк легковых автомобилей уверенно приближается к 2-миллионному уровню. Краевой автопарк занимает третье место в стране, пропуская вперед Москву и Санкт-Петербург. В Ростовской области количество легковых автомобилей давно превысило символический уровень в 1 млн автомобилей. Ростовский автопарк пятый в стране (более 1,4 млн ед.). Также внушительны автопарки городов-столиц регионов. В Краснодаре он насчитывает 340 тыс. зарегистрированных автомобилей, в Ростове-на-Дону более 325 тысяч, а в Волгограде более 260 тысяч. В абсолютном исчислении рынки новых автомобилей этих областных городов и краевого центра уступает не только двум столичным авторынкам, но и ряду городов-миллионников. Краснодар и Ростов-на-Дону по объему авторынка новых автомобилей находятся в первой десятке городов-миллионников страны, а Волгоград занимает 16 место в этом рейтинге.
И еще один момент: Южный федеральный округ долгое время был своеобразной витриной отечественного авторынка. Округ долгое время характеризовался одной особенностью - в структуре парка длительное время доминировали отечественные модели. Сегодня здесь стремительно развивается иномарочный сегмент. Также особенностью рынка автозапчастей является отсутствие какого-либо сильного влияния столичного рынка из-за географической удаленности (более 1500 км).
Hyundai Solaris
Аналитическим отделом нашего издания проанализированы 12 марок моторов отопителя для самой распространенной модели отечественного автопарка Hyundai Solaris в магазинах Ростова, Краснодара и других областных и республиканских центрах. На отечественном авторынке модель длительное время имела титул бестселлера и до сих пор является одной из самых популярных иномарок российской сборки. Сегодня на рынке подержанных автомобилей регионов эта модель укрепляет позиции, оттесняя прежних лидеров рынка б/у автомобилей. Зафиксировано, что на многих региональных рынках Hyundai Solaris входит в топ-рейтинг самых популярных подержанных моделей.
Средняя цена мотора отопителя для Hyundai Solaris в ЮФО составляет 2 664 руб. При этом цены в разных областных центрах несколько различаются. Так, в Ростове-на-Дону среднее значение 2 744 руб, а в Краснодаре – 2 606 руб.
При анализе цен можно выделить два сегмента моторов. Первый - бюджетный. Здесь представлены такие бренды как SAT, Termal, Stellox, Sky.Parts, Tesla Technics, Patron, Kortex, Luzar. Средняя цена на продукцию этих брендов не превышает 2500-2600 руб. Впрочем, в данном сегменте бюджетное предложение не опускается ниже 2000 руб.
В свою очередь ценовой уровень выше 3000 рублей имеет «оригинал» Hyundai/KIA.
Премиальный сегмент узла представлен также такими брендами как Deko, NRF. Их ценовое предложение выше «оригинала». Это довольно редкое явление на рынке Aftermarket. Ценовое позиционирование Deko 3 377 руб., а вот узел NRF оказался самым дорогим предложением; за него просят свыше 5000 рублей. При этом мы попытались разобраться в этой ситуации и выяснили, что такое ценовое предложение до 5300 руб. оказалось в нескольких торговых точках Юга. В целом же разброс цены на данный узел не такой серьезный, примерно 2,5 раза.
В магазинах и интернет-площадках региона практически везде представлена продукция отечественного бренда Luzar. Также довольно широко представлен «оригинал» Hyundai/KIA и бренд Patron. Поиск их не составляет большого труда. Самые дорогие узлы NRF и Deko имеют наименьшую представленность в торговой сети и интернет-площадках, что, в принципе, закономерно.
Renault Logan
Далее были изучены и проанализированы 15 марок моторов отопителя для другой бюджетной модели отечественного автопарка – Renault Logan – в магазинах Ростова, Краснодара и других областных и республиканских центров. На отечественном авторынке модель в прошлом десятилетии имела титул бестселлера, но и сегодня не потеряла популярности и до сих пор является одной из самых продаваемых иномарок российской сборки, входит в ТОП-10 российского авторынка. Сегодня на рынке подержанных автомобилей в регионах эта модель также достаточно широко представлена.
Средняя цена мотора отопителя для Hyundai Solaris в ЮФО составляет 2 969 руб. Так, в Ростове-на-Дону среднее значение составило по нашим расчетам 3 129 руб., а в Краснодаре – 2 897 руб.
При анализе цен можно выделить два класса моторов, как и в случае с Hyundai Solaris. Первый - бюджетный. Здесь представлены такие бренды как VAP, Dominant, Termal, CGA, Bautler, Tork, Starke, Luzar. Средняя цена на продукцию этих брендов не превышает 2500-3000 руб. Впрочем, в данном сегменте самое бюджетное предложение опускается ниже 2000 руб.
В свою очередь ценовой уровень выше 3000 рублей представлен моторами отопителя таких брендов как ERA, Breckner. А вот самое высокое ценовое позиционирование у NRF (в среднем 4 267 руб.). Также самым дорогим предложением оказался мотор Valeo – за него просят свыше 5500 рублей. Аналогичное ценовое предложение – свыше 5300-5 500 руб. оказалось в нескольких торговых точках Юга. В целом же разброс цен между самым низким и самым дорогим предложение на данный узел составил примерно три раза.
Представленность брендов данного мотора отопителя несколько отличается от предложения для автомобиля Hyundai Solaris. Но в целом в магазинах и интернет-площадках региона практически везде представлена продукция отечественного бренда Luzar. Также довольно широко представлен премиум бренд Valeo. Практически повсеместно представлены Termal, Berckner, Asam-SA Поиск их не составляет большого труда. Самые дорогие узлы NRF имеют наименьшую представленность в торговой сети и интернет-площадках, что, в принципе, закономерно.
Skoda Octavia
Чешский автомобиль несколько выделяется среди других иномарок. Он был взят для того, чтобы посмотреть на ситуацию в другом размерном классе машин. Были изучены и проанализированы 19 марок моторов отопителя для этой модели отечественного автопарка в магазинах Ростова, Краснодара и других центров. На отечественном авторынке модель все время уступала Ford Focus, который в прошлом десятилетии был бестселлером. Но сегодня в размерном классе С лидерство перешло к чешской модели, которая входит в ТОП-20 российского авторынка. Сегодня также на рынке подержанных автомобилей регионов эта модель достаточно широко представлена.
Средняя цена мотора отопителя для Skoda Octavia в ЮФО составляет 3 374 руб. Так, в Ростове-на-Дону среднее значение по нашим расчетам составило 3 351 руб, а в Краснодаре – 3 143 руб.
При анализе цен можно выделить два класса моторов, как и в случае с Hyundai Solaris и Renault Logan. Но на что сразу обращаешь внимание, так это сильный разрыв в ценах между самым низким и дорогим моторами – примерно в шесть раз. Такого ценового разрыва не наблюдалось для первых двух моделей.
Самая высокая цена (выше 6000 руб.) у двух брендов европейских производителей запчастей – Hella (6 041 руб.) и Denso (6 947 руб.). Последняя модель является рекордсменом по стоимости на территории всего Южного округа. Причем эти бренды довольно широко представлены в торговой сети и на интернет-площадках различных городов юга страны.
В бюджетном сегменте представлены такие бренды как Kortex, Termal, Vika, Stellox, FEBI, NRF, Luzar и др. Причем следует отметить, что для бюджетных машин моторчики NRF были самыми дорогими, здесь же моторы отопителя не характеризуются высокой ценой. Средняя цена на бюджетные моторы отопителя находится в коридоре 1119-2800 руб. Впрочем, в данном сегменте самое низкоценовое предложение ниже 2000 руб.
Представленность брендов данного узла несколько отличается от предложения для автомобилей Hyundai Solaris и Renault Logan. Но в целом в магазинах и интернет-площадках региона практически везде представлена продукция бренда Nissens, JP Group, Denso,Free-Z, Valeo. Это премиальные запчасти. Также довольно широко представлен отечественный бренд Luzar.