+79139857900

Одна платформа на всех, или почему прав старина Грюбель

13 июня 2024 в 08:44

На фоне того, что китайские автопроизводители не хотят участвовать в создании высоколокализованной российской автомобильной промышленности, не прекращаются дискуссии, каким путем должен идти наш автопром. В предшествующий до кризиса 2022 года период, западные автопроизводители нехотя, но все же увеличивали локализацию и предоставляли в профильный минпромторг отчеты с баллами. Впрочем, не будем скрывать, все же искали обходные пути.

Наш канал рассказывал в этом материале как начиналась и становилась та предыдущая модель, которая практически два десятилетия определяла путь российской автоиндустрии.

Сегодня у профильных чиновников есть соблазн повторить ту, предыдущую модель, но они наталкиваются на сопротивление китайских партнеров, которые руководствуются простым принципом – подавляющая часть добавочной стоимости должна производиться внутри китайской экономики.

На этом фоне, вновь, как и несколько лет назад возродилась идея о национальной автомобильной платформе. Напомним, тогда в 2015-2016 гг, анализируя в каком направлении развивается российский автопром, ее сформулировал вице-президент АвтоВАЗа по инжинирингу Харальд Грюбель. Он предоставил доклад на эту тему, профильные чиновники согласились с ним, но воплощать его идеи не решились

харальд грюбель

А этот топ-менеджер констатировал следующее. Низкая планка входа на российский рынок привела к тому, что состоялось более трех десятков сборочных проектов зарубежных автопроизводителей в РФ. Многообразие моделей автомобилей и платформ не позволяет обеспечить локальным поставщикам объемы выпуска автокомпонентов. Для них проще импортировать и закупать у проверенных зарубежных партнеров. То есть не утруждая себя локализацией

грюбель_тойота

рюбель на расчетах показал, что если российский автопром будет развиваться по пути использования многочисленных платформ зарубежных автопроизводителей, то его ждет в перспективе низкая локализация, вывод огромных денежных средств за границу, стимулирование зарубежных производителей автокомпонентов и ряд других негативных моментов, в том числе потери рабочих мест. А в конце концов, автопром вместо мощнейшего драйвера развития российской экономики превратится в инструмент откачки денежных ресурсов из страны. В принципе, это сегодня можно наблюдать на российском авторынке, когда огромные средства уходят с него в направлении дружественного соседа с Востока.

Концепция герра Грюбеля

Грюбель предложил концепцию «национальной платформ». Например, если такой проект будет реализован, то при 80% локализации в экономике появится дополнительно порядка 300 тыс.новых рабочих мест, а из выручки 2,56 трлн руб. на российском авторныке за границу уйдут намного меньшие суммы.

В противном случае, если тот же АвтоВАЗ перейдет на платформу глобального производителя, то он потеряет 27 тыс.рабочих мест, локализация составит менее 30% и значительная часть выручки утечет за границу в оплату комплектующих.

Заметьте, эти цифры Харальд Грюбель рассчитал еще до того, как была объявлена стратегия Renaulution, до того как на свет появилась платформа CMF-B в франко-японском альянсе.

Выход из ситуации герр Грюбель видел в использовании и создании национальной платформы. Как реалист он понимал, что без дирижизма со стороны чиновников профильного ведомства такую платформу не создать. Сначала надо зафиксировать это в руководящих документах. Именно тогда создавалась Стратегия развития российского автопрома до 2025 года. Но чиновники на словах поддержали предложение, а на деле перешли к тому, что главным движителем развития российского автопрома стали СПИКи (специальные инвестиционные контракты). С каждым автопроизводителем заключались соглашения, где договаривались, что он конкретно будет локализовать, сколько и каких инвестиций вложит в течение 10 лет. А самое главное, при таком подходе не могла быть преодолена «родовая травма» автопрома страны – огромное количество моделей и платформ, при которой нельзя было добиться высокой локализации.

грюбель_авто

Сегодня принята и реализуется новая Стратегия автопрома до 2035 года. Несмотря на то, что в принципе там использован тот же инструментарий как и в предыдущей концепции упор сделан на локализацию, технологический суверенитет и другие инструменты. Но нет главного.

Недавно глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов вернулся к идеям Харальда Грюбеля и предложил создать российскую автомобильную платформу для выпуска седанов и внедорожников. Создание платформы – дело капиталоемкое. Мировые автопроизводители, как правило, на создание платформы могут израсходовать гигантские суммы: от одного до нескольких млрд долл. Если создать инвестиционный целевой механизм, то можно использовать средства утилизационного сбора, софинансирование и налоговые льготы.

«В целях развития российского автопрома необходима проработка возможности целевой поддержки создания российской массовой автомобильной платформы для выпуска седанов и SUV классов C, D и E, что требует колоссальных инвестиций», - говорится в письме сенатора на имя первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова.

По словам Кутепова, создание платформы обойдется "от 90 до 180 млрд руб.". Наиболее востребованные классы – В и С, а также модульные межклассовые платформы, так как они позволяют оперативно реагировать на потребительскую ситуацию. Окупаемость платформы зависит от объема производства. Оптимальный объем не менее 100 тысяч автомобилей в год, отметил политик.

В принципе у того же АвтоВАЗа сегодня четыре платформы в классах В и С, только две из них можно условно назвать более-менее современными. Это Lada B/C (Vesta) и локализованная CMF-B (Lada Iskra). 

«При этом в РФ на сегодняшний день отсутствуют собственные легковые автомобили в наиболее популярных у населения категориях седанов и джипов (SUV) классов C, D и E. В 2023 году, на данные классы пришлось около 37% российского рынка новых легковых автомобилей или около 400 000 единиц транспортных средств, и доля этого сегмента продолжает расти. Это критически важный объем рынка, за который необходимо бороться", - отмечает глава комитета СФ.

 Услышат ли на этот раз профильные чиновники предложения сенатора, или как в случае с Харальдом Грюбелем, положат предложения в стол? Через некоторое время узнаем.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

SAIC проехал в Европу на MG

Почему китайская автомобильная экспансия на европейский рынок имеет несколько...

6 сен 2024 в 16:40

Подробнее >
Photo

Какая модель Citroen встанет на конвейер в Калуге

Модели-претенденты бренда Citroen для конвейера калужского завода  

4 сен 2024 в 08:48

Подробнее >
Photo

Как АвтоВАЗ сбрасывает путы, мешающие его движению вперед

Что проходит АвтоВАЗ на пути тотальной локализации

1 сен 2024 в 09:11

Подробнее >