+79139857900

От реальности не спрячешься

23 марта 2020 в 00:12

На состоявшейся в Москве «Большой аналитической конференции автобизнеса» были озвучены результаты  исследования рынка послепродажного обслуживания автомобилей, проведённого на основе подробного опроса водителей. Полученная таким образом информация послужила темой данного материала, в котором мы попытались сформулировать текущие тенденции, характеризирующие современное состояние отечественного автосервисного рынка.

 

Большие цифры времен трудностей 

Получилась довольно сложная и весьма далекая от оптимизма картина. Впрочем, не стоит впадать в отчаяние. Кризис, как некое ограниченное во времени событие, обозначающее критический перелом позитивного тренда, можно сказать, в известном смысле, преодолен. Но ситуация по-прежнему достаточно сложная, и динамика различных показателей, характеризующих состояние рынка, в последние несколько лет не демонстрирует роста.

Изменились условия ведения бизнеса и окружающий экономический фон. Это можно называть как угодно: затяжным кризисом, новой экономической реальностью или как-то еще. Дело не в названии, дело в установившейся парадигме, которая, по всей видимости, сформировалась и сохранится надолго. А значит, с ней нужно свыкнуться, ее нужно понять и, правильно интерпретируя, скорректировать свою деятельность в нужном направлении. Собственно, именно для этого и предназначены результаты проведенного Gruzdev-Analyze исследования, с которыми мы вас собираемся сейчас познакомить.

Для тех, кому интересны большие числа, отметим, что общий объем рынка послепродажного обслуживания автотехники исчисляется суммой в 1,1 трлн рублей. Из них 49% приходится на запчасти (без кузовных и шин), 7% на шины, 26% – кузовные запчасти и работы и 18% – работы (без кузовных и связанных с шинами). Почти половина – это запчасти. Это очень и очень важно.

 

transervice_02_CMYK-31

 

 

Купить и поставить 

В данный момент четко выделяется три доминантных канала покупки автозапчастей водителями. Это независимые СТО и магазины автозапчастей с долей 24% каждый, и интернет – 22%.

Ближайшие конкуренты несравнимо далеки: четвертую строчку, по данным опроса, занимают официальные дилеры, к которым за запчастями обращается лишь 8% автовладельцев (сразу огромный отрыв от лидеров). Далее идут еще где-то сохранившиеся (скорее как атавизм, к которому многие привыкли и прибегают по традиции, нежели как реально конкурентоспособный канал) рынки – 6%. Все прочие каналы (АЗС, шиномонтажные мастерские, гипер- и супермаркеты и проч.) занимают ничтожно низкие доли – в районе 2-4% (диаграмма 1).

 transervice_02_CMYK-323

При этом число водителей, полностью доверяющих обслуживание своего автомобиля автосервисным станциям – то есть приобретающих на СТО и услугу установки, и собственно запчасти для этого – неуклонно снижается. Если таких в 2016 году было 43%, то в 2020 г. уже 37%. А вот количество тех, кто сам покупает детали и везет их в мастерскую для монтажа (модель: «купил-делегировал») за пять лет увеличилось
с 24% до 32%.

В этой ситуации отрадно лишь то, что «самоделкиных» (самостоятельно проводящих ремонт) постепенно становится меньше – 31% в 2020 г. против 33% в 2016 г. Эти тренды можно интерпретировать так. Число желающих самостоятельно выполнять работы с каждым годом сокращается, а покупающих и делегирующих – растет. Но в тоже самое время тех, кто полностью делегирует,
к сожалению, становится все меньше.

 

transervice_02_CMYK-311

 

Приехавшего на сервис клиента обязательно спросят: что вам поставить? Оригинал или неоригинал? А если неоригинал, то какого бренда? То есть по факту даже в этой ситуации у водителя сохраняются полномочия по выбору запчастей. Поэтому в стратегии продаж по-прежнему без ориентации на водителя обойтись невозможно. Если суммировать доли, в совокупности получается, что 63% водителей сами покупают запчасти. А из 37% делегировавших очень многие сами выбирают, какие купить запчасти.

 

transervice_02_CMYK-32

 

Куда и как часто 

Среднее число визитов на автосервис в последние десять лет уверенно растет. В 2019 году число заездов на СТО составило в среднем 2,13. А в целом российские автосервисы записали на свой счет более 75,3 млн посещений. Это суммарный показатель всех видов и типов посещений, включающий сервисы официальных дилеров и независимые автомастерские, шиномонтажные центры и частные гаражи и др.

 transervice_02_CMYK-312

Если сравнивать положение вещей в России с другими странами, то можно увидеть, что в принципе мы находимся в глобальном тренде. В Китае  среднее число визитов – 2,16; в Германии – 1,97; во Франции – 1,3. В Германии и во Франции визитов меньше, потому что в сезонных шиномонтажных работах там нет необходимости.

Как оценить общий потенциал рынка послепродажного обслуживания? В идеале это, как минимум, два регулярных визита в год для смены шин (зима-лето, лето-зима) и одно обязательное регламентное ТО. Плюс на подержанном автомобиле чрезвычайно велика вероятность поломки, вызванной общим износом узлов и агрегатов. Поэтому, по идее, количество визитов должно находиться в диапазоне между тремя и четырьмя в год. К этому и следует стремиться.

В относительном же выражении наибольшая доля посещений у независимого несетевого сервиса – 38%. Независимый сетевой сервис проигрывает, причем весьма значительно. Он занимает даже не вторую строчку с долей 8%, что в принципе понятно – таких станций на рынке сейчас не так уж и много. Второе же место вполне ожидаемо у сетевых шиномонтажных центров – 21%. Третье, естественно, у официальных дилеров – 13%. Чуть отстают мини СТО/частные гаражи (ремонтные организации до 2 постов) – 12%. Несетевые шиномонтажи – 8% (диаграмма 2).

Однако если взглянуть в динамике, за последние три года выяснится интересная тенденция: доли практически всех каналов в посещениях фактически не меняются (колебания 1-2%), и лишь доля официальных дилеров имеет устойчивый нисходящий тренд. В 2017 г. на них приходилось 16%. А вот доля независимых сетевых СТО стабильно прирастает – в том же 2017 г. она составляла только 3%. Здесь темпы прироста высоки, так что это самый динамичный сегмент.

 

Разговор за деньги 

Средний чек ни у сетевых независимых СТО, ни у официальных дилеров, ни у несетевых независимых СТО за последние три года существенно не изменился. Например, у дилеров он составляет около 12 тыс. руб., в независимом сегменте – чуть более 5 тыс. рублей. Средняя величина чека стабильна — колебания незначительны. У кого-то подрос на несколько сотен рублей, у кого-то снизился. Однако такие изменения совсем не показательны.

Александр Груздев охарактеризовал ситуацию: «Сумма среднего чека на протяжении нескольких лет примерно стабильна по всем каналам, потому что у дилеров стали больше покупать неоригинальные запчасти. А в независимом секторе постепенно переходят на более дешевые запчастис премиальных брендов на бюджетные».

 

transervice_02_CMYK-33

 

В среде социальных сетей у автомобилистов безоговорочный лидер «В Контакте». Им пользуется 83% водителей, чаще всего - 33%. На второй и третьей позиции Instagram: соответственно, 69% и 26% и YouTube–69% и 19%. «Одноклассники» (40% и 9%) и Facebook (37% и 9%) значительно отстают. Остальные соцсети выбирает менее 10% водителей. При этом вообще не пользуется соцсетями только 3% респондентов.

Сегодня для автосервисов ситуация очевидна: не работаете с соцсетями – не охватываете огромную потенциальную аудиторию.

Посредством он-лайна на обслуживание записывается на ремонт 8% водителей, но хотели бы – 26%; по телефону – 42% и соответственно 21%. Не записываются никак, а просто приезжают на СТО – 48%; так хотелось бы поступать – 51% автовладельцев.

 

transervice_02_CMYK-333

 

Александр Груздев характеризует ситуацию так: «Распространение смартфонов приводит к тому, что голосовое общение теряет популярность в пользу он-лайна: чатов, ботов и проч. И в итоге получается чрезвычайно интересная ситуация – желание записаться он-лайн побеждает запись по телефону, но совершенно не побеждает тех, кто вообще не хочет записываться. Кто просто приезжает — так и хочет приезжать в дальнейшем , и их меньше не станет». 

 

Среди мессенджеров приоритеты распределились следующим образом: WhatsApp – 83% (с громадным отрывом), Viber – 56%, Instagram messenger– 44%, SMS– 39%, Telegram– 38%, Skype – 27%, Facebook messenger – 12%. 

 

 

 



Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Продажа через мессенджер

Средства связи уверенно прогрессируют, внося все больше и больше разнообразия в...

23 мар 2020 в 05:25

Подробнее >
Photo

Соединенные автосервисные штаты Европы

Говоря о распространении сетевых СТО на территории Европы, важно понимать, что...

13 фев 2020 в 13:07

Подробнее >
Photo

Родстер Крым

«Родстер Крым» – это проект, целью которого является разработка...

13 фев 2020 в 13:00

Подробнее >