В настоящее время услуги шиномонтажа предлагают достаточное большое количество фирм. При сравнительно небольших капиталовложениях пункт замены колес может приносить пусть и не слишком большой, но стабильный доход, который во многом зависит от качества выполнения работ. А качество, как известно, зависит не только от профессионализма шиномонтажника, но и от оборудования, на котором он работает.
Очевидно, что на хорошем современном шиномонтажном станке можно обслужить быстрее и качественнее, исключив брак. К тому же на рынке растёт доля довольно дорогих низкопрофильных шин и литых дисков, работа с которыми требует очень бережного и правильного обращения. Без использования современных опций, таких как прижимные ролики, «третья рука», порой невозможно одеть шину на диск, не повредив ее. То же самое можно сказать и о балансировке таких колес. «Вывести в ноль» колесо диаметром 18 дюймов непросто. Сделать это на самом дешевом станке с ручной раскруткой практически нереально либо очень трудозатратно. В общем, у владельцев шиномонтажей есть прямой резон покупать дорогие станки и предлагать своим клиентам услуги высокого качества. Тем более, что услуги шиномонтажа наиболее востребованы в конце сезонов, и обычно один – два месяца интенсивной работы способны «прокормить» предприятие на год вперед. Поломка оборудования в это время абсолютно недопустима. В последние несколько лет люди, занимающиеся этим видом бизнеса, прекрасно осознают все риски, связанные с использованием дешевого оборудования, и делают ставку на качественные станки, преимущественно итальянского производства. Спрос на недорогое оборудование тоже есть, но его выбирают в основном для сезонной работы на временных шиномонтажках либо для универсальных СТО, где шиномонтаж также позиционируется как сезонная услуга. Портал «Про Автобизнес» в преддверии очередного сезона смены шин решил провести маркетинговое исследование, и выяснить, какова структура парка шиномонтажного оборудования в нашем регионе на данный момент.
Участникам опроса были заданы следующие вопросы:
• Сколько постов для автомобилей находится на территории вашей фирмы?
• Какое количество шиномонтажных станков имеется на вашем предприятии?
• Какое количество станков для балансировки имеется на вашем предприятии?
• Страна-производитель ваших шиномонтажных и балансировочных станков?
• Какое количество подкатных домкратов имеется на вашем предприятии?
• Используете ли вы автоподъемники?
• Используете ли вы генераторы азота?
Мы опросили более сотни станций технического обслуживания в Новосибирске, Томске, Барнауле и Кемерово. Среди них были самые разные участники рынка: шиномонтажные пункты, входящие в структуру шинных сетей, самостоятельные независимые шиноремонтные предприятия, а также универсальные автосервисы, предлагающие услуги по замене шин.
Проанализировав итоги нашего исследования, мы построили несколько диаграмм, на первой из которых можно увидеть соотношение количества боксов на одну фирму. Как мы видим, наличие одного поста является приемлемым для большинства опрошенных фирм, предоставляющих услуги шиномонтажа, их доля на рынке составляет порядка 38%. Комбинация с двумя постами не столь популярна (10%). Довольно высокая доля шиномонтажных центров с тремя и более постами (17%) объясняется тем, что в опросе принимали участие обычные автосервисы, предлагающие услуги монтажа шин. Естественно, у них в распоряжении имеется довольно большое количество постов слесарного ремонта, которые при большом потоке можно задействовать и под шиномонтаж. Что же касается шиномонтажных центров в чистом виде, то среди них наличие более 2 постов для замены шин – это пока исключение из правил. К тому же значительная доля шинмонтажных мастерских не имеет закрытых боксов. 35% опрошенных отметили, что они меняют колеса на улице. В этом случае оценить количество постов невозможно, поскольку в распоряжении шиномонтажника находится вся прилегающая площадка.
На второй диаграмме мы можем наблюдать долю фирм, использующих подъемники в своей работе. Процент фирм, использующих подъемники, равен 19%, в то время как доля фирм, обходящихся домкратами, равна 81%. Получается, что домкрат остается основным видом подъемного оборудования, несмотря на все преимущества пневматических и ножничных гидравлических подъемников.
Также мы посчитали среднее количество подкатных домкратов, балансировочных и шиномонтажных станков, приходящихся на одну фирму. Результаты можно увидеть на диаграмме три: в среднем на одну шиномонтажную мастерскую приходится 4 домкрата, 2 шиномонтажных станка и 1.7 балансировочных станков.
На диаграмме 4 показано соотношение между странами-производителями станков для шиномонтажного оборудования. Как мы видим, большинство предприятий делают свой выбор в пользу итальянских производителей шиномонтажных и балансировочных станков, доля этих компаний на рынке равна 44%. Второе место разделили российские и немецкие производители, оборудование этих двух стран в равной степени используют 26% опрошенных (по 13% каждая). Менее популярно оборудование американского, корейского и китайского производства, их доли на рынках равны 6% и 3% соответственно. Примечательно то, что 17% опрошенных нами предприятий затруднялись ответить на этот вопрос, и страну-производителя нам, к сожалению, узнать не удалось.
Азотная накачка шин в последнее время стала довольно популярной услугой, пользующейся спросом у автомобилистов. Оснащенность опрошенных предприятий оборудованием для азотной накачки мы можем наблюдать на диаграмме 5, где доля фирм, предоставляющих данную услугу, равна 19%. Стоит заметить, что в Новосибирске фирмы, предоставляющие услугу азотной накачки, можно встретить заметно чаще, чем в остальных городах, где проводился опрос.
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"